Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь
Братия здесь отличалась "чудным изрядным житием". Молва считала Голутвин монастырь "обителью славной в обилии многом для всех приходящих во славу Христову..."
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в подмосковной Коломне - один из древнейших в России. Он основан в 1385 году по благословению преподобного Сергия Радонежского и по воле святого князя Димитрия Донского у места впадения Москвы-реки в Оку.
Исторические источники по-разному говорят о причинах основания князем Димитрием обители.
Согласно Троицкой летописи XV века, монастырь "Святое Богоявление в Голутвино" построен в благодарность Богу за "вечный мир" между Московским и Рязанским княжествами. Заключение мира, жизненно необходимого для Руси в условиях вероятного татарского нашествия, было настоящим чудом. Хитрый, вероломный князь Олег Рязанский и слышать не хотел о мире. И тогда в Рязань из своей Радонежской обители пешком отправился духовный отец Руси - преподобный Сергий. После беседы со святым Олег "перемени свирепство свое на кротость, и умилися, и укротися" от "благоуветливых глаголов столь свята мужа". Мир был заключен, и никогда более Москва и Рязань не воевали друг с другом.
По другим источникам, князь Димитрий основал монастырь, исполняя обет, данный перед Куликовской битвой.
Еще одна версия связана со значением слова "Голутвино". Так на древнерусском наречии называли вырубленную в лесу поляну. Вероятно, в то время местность у слияния рек Оки и Москвы была покрыта лесом, где после рубки деревьев появилась поляна - голутва, от которой местность и получила свое название, закрепившееся впоследствии за обителью. "Голутвой" именовали и промышлявших здесь разбойников - потомков древнего племени голяда, пришедших сюда по Оке с берегов реки Протвы. Князь Димитрий, желая устранить разбой в своей отчине, испросил благословения у Сергия Радонежского и приказал основать здесь монастырь. Людей собрали, приставили к делу, и мало-помалу разбой прекратился.
Настоятелем обители князь просил преподобного Сергия поставить одного из своих учеников. Сергий выбрал монаха добродетельной жизни Григория и вручил ему свой игуменский жезл, с которым он встречал князя Димитрия после Куликовской битвы, а в ризницу монастыря пожертвовал священнические облачения и аналойный крест. Димитрий Донской даровал обители икону Богоявления в серебряном окладе из своей моленной комнаты. Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления. С именем Сергия связано и происхождение монастырского источника: на просьбу братии указать им место, где вырыть колодец, преподобный ударил своим посохом в землю, и тотчас в том месте забил источник.
В 1440-х годах о Голутвином монастыре уже говорили: "Монастырь честен (т.е. почитаем) зело от всех и великому князю возлюблен и доныне исполнен блага". Обитель имела крупные земельные владения и подворье в Москве - в Голутвиной слободе, в Замоскворечье, где сейчас Голутвинские переулки.
Вместе с другими обителями, расположенными по Оке, Голутвин монастырь составлял оборонительную линию против татар, именуемую в народе "Поясом Богородицы". Часто великие князья Московские, направляясь в походы против татар, посещали монастырь.
Подвижническая жизнь братии и слава основателей монастыря привлекали множество благотворителей, среди которых были цари и великие князья, церковные иерархи, боярство и купечество, простой люд. В писцовой книге 1577-1578 годов описание имущества монастыря занимает двадцать страниц. Ни одна другая обитель Коломны не имела такой сокровищницы. В Богоявленском соборе Голутвина монастыря упомянута храмовая икона "с сенью Димитрия Донского" и подсвечником Иоанна Грозного. Особой сокровищницей монастыря была большая по тем временам библиотека, в ней хранились 137 книг.
К XVII веку авторитет монастыря вырос настолько, что его игумен принимал участие в созванном в 1613 году, после Смуты, Земском соборе, избравшем первого государя из династии Романовых - Михаила Федоровича. От Коломны на собор ездили епископ Иосиф, Иван Змеев от дворян, а представителем посадских и уездных людей был "Богоявления Господня Голутвина монастыря игумен Авраамий".
В 1697 году за критику реформ Петра I в Голутвин монастырь был сослан настоятель Андреевского монастыря Авраамий. Прибытие Авраа-мия пошло на пользу обители. На свои средства ссыльный игумен перестроил обветшавший Богоявленский собор.
В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель. Голутвин монастырь лишился всех своих богатых наделов и почти обнищал. При этом обитель оказалась не в самой худшей доле - тогда из 1072-х русских монастырей было оставлено только 452, а остальные - ликвидированы.
Будучи в 1775 году в Коломне, Екатерина II посетила и Голутвин монастырь. Настоятель архимандрит Арсений оказал радушный прием высокой гостье. Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли за его южной стеной, где впоследствии устроили фруктовый сад. Императрице пришлись по душе трудолюбивые жители Коломны, но совершенно не понравился старый город. Екатерина отправила в Коломну придворного архитектора Матвея Федоровича Казакова, который построил в городе несколько административных зданий, а для Голутвинского монастыря шесть башен и ограду.
В 1799 году обедневшая Коломенская епархия была упразднена и подчинена Москве. Опустевшее архиерейское подворье в кремле власти намеревались использовать под свои нужды. Чтобы не допустить этого, митрополит Московский Платон (Левшин) переселил сюда братию обнищавшего Голутвина монастыря. Так возник Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. В противоположность Ново-Голутвину Богоявленский монастырь стал именоваться Голутвиным - Старым, но монашеская жизнь здесь прекратилась. В 1803 году обитель посетил Николай Михайлович Карамзин. Он записал: "В Голутвине три церкви и кельи все каменные, сказывают, что он построен Сергием чудотворцем, следственно, в XIV веке. Там хранится посох его. Прежде сей монастырь был очень богат".
Митрополит Московский Платон хорошо знал Коломну и ее монастыри - начальное образование он получил в Коломенской семинарии. Митрополит решил не допустить окончательного оскудения обители преподобного Сергия. Он объединил Старо-Голутвин и Бобренев монастыри, чтобы содержание осуществлялось за счет имеющихся у Бобренева угодий. В этот объединенный Бобренево-Голутвин монастырь в 1800 году Платон назначил строителем иеромонаха Пешношского монастыря Самуила (Колесницына), с которым перешло еще шесть человек братии. Игумен Самуил был настоящий подвижник и великолепный администратор. Вместе с возрождением духовной жизни в обители развернулись большие хозяйственные работы. Обновился Богоявленский собор, выросла колокольня с надвратной церковью Введения во храм Богородицы, стали возводится келейные корпуса и гостиница. Штат монастыря значительно увеличился. К середине XIX века значение обители возросло, ее настоятель уже являлся благочинным всех монастырей Московской епархии. Монастырь нес государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов. В праздничные дни обитель кормила множество паломников и нуждающихся людей, крестьянские дети обучались здесь грамоте.
В 1861 году при игумене Авраамии Старо-Голутвин монастырь, согласно указу императора Александра II, был отделен от Бобренева и получил официальное название "Старо-Голутвин". В 1862 году в Коломну пришла железная дорога. Новообразовавшейся станции дали имя по ближайшему расположенному к ней объекту - монастырю - "Голутвин".
В начале XX века монастырь вновь пришел в упадок. В 1912 году по распоряжению Синода для возрождения духовной жизни сюда прибыл в качестве настоятеля преподобный Варсонофий (Плеханков) - знаменитый старец Оптиной пустыни, Он жил в обители всего лишь год, но сумел за это время не только исправить нестроения в духовной жизни обители, но и за счет пожертвований привести в порядок монастырские постройки.
Накануне революционных событий монастырь представлял собой тихую обитель. Действовало три храма: летний Богоявленский, зимний Сергиевский и Введенский надвратный. К каждому храму тянулись выложенные красным кирпичом дорожки с цветниками по краям. У алтаря Богоявленского собора располагалось кладбище, а восточнее - белокаменный Святой колодец с купольным покрытием и замечательной водой. С юга монастырской территории был разбит большой сад, яблоки из которого отличались огромными размерами и необыкновенным вкусом.
Настал 1929 год. В эту страшную годину настоятелем обители был архимандрит Никон (Беляев). В Старо-Голутвин монастырь явились представители органов ОГПУ, монастырские строения были отобраны, ценности монастыря - изъяты. Арестовали всех монахов, около 50 человек. Ночью их после закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, затем общежитие рабочих Коломзавода, в годы войны - мотострелковый полк. Монастырь превращался в руины. В 1960-е годы директор Коломенского тепловозостроительного завода предлагал городским властям на средства своего предприятия отреставрировать монастырь и разместить в нем музей, но ответа так и не дождался.
В июне 1993 года Коломну впервые посетил Святейший Патриарх Алексий П. Он осмотрел и разрушенную обитель. Коломенцы жаловались, что реставрация монастыря идет крайне медленно. Патриарх ответил, что "надо думать о возрождении здесь монашеской жизни". Вскоре в обители появились первые насельники.
В 1994 году монастырь был передан Церкви, в нем начали совершаться регулярные богослужения. 18 декабря 1994 года, в лютые декабрьские морозы, состоялось официальное открытие монастыря. За литургией в обледенелом храме митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля монастыря иеромонаха Кирилла (Федотова) в сан игумена и вручил ему игуменский жезл. Слезы радости и умиления замерзали на ресницах у прихожан, всю службу согревавших своей молитвой насквозь промерзшие стены. Обитель воскресла.
Богоявленский собор представляет собой главный монастырский храм, заложен он был в конце XIV века при участии преподобного Сергия Радонежского. "И скоро свершена бысть и зело угодна и красна..." - говорится о постройке церкви в Сергиевом Житии. В подклете современного собора сохраняются остатки первоначальной постройки: "камушки преподобного", почитающиеся как святыня. Первоначально собор выделялся характерной чертой - он был двухапсидным (во второй апсиде размещался жертвенник); это едва ли не единственный случай в православной архитектуре XIV-XV веков. По словам исследователя древнерусской архитектуры Б.Л. Альтшуллера, "Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря оказывается единственным известным ныне науке двухапсидным храмом, где малая северная апсида играет значительную и активную роль в формировании архитектурно-объемной композиции здания".
16 августа 1653 года обитель посетил Антохийский Патриарх Макарий. О храме Богоявления архидиакон Патриарха записал: "Всход в эту церковь чудный, высокий, с трех сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя..."
Свой современный вид в основных чертах собор приобрел в конце XVII - начале XVIII веков, когда он был перестроен ссыльным строителем Андреевского монастыря Авраамием. Новый четырехстолпный собор возвели в древнерусском стиле, из кирпича, на новом фундаменте. Он имел такую же кубическую форму, что и прежний собор, только отличался более внушительными размерами. Вокруг собора с трех сторон устроили галерею с колоннами (в народе она именовалась "гульбище") - это достаточно редкое явление для средней полосы России, оно больше характерно для севера. Собор имеет нетипичную для его стиля главку.
В начале XIX века храм реконструировался. Он был перекрыт; кроме того, были укреплены и расписаны стены. Появился новый резной иконостас, покрытый червонным золотом. Посетивший в это время обитель Н. Иванчин-Писарев отметил: "Храм, построенный на месте первобытного, величествен и обширен. В подвалах его еще видно место заложенного св. Сергием; небольшой, четвероугольный обвод из камней в виде фондамента..."
После закрытия монастыря в 1929 году собор постепенно разрушался. В 1947 году было уничтожено гульбище.
В 1967 году архитектор М.Б. Чернышев, прибывший из Москвы со своей бригадой, взялся за частичное восстановление монастыря. В результате удалось немного отреставрировать Богоявленский собор: перекрыть металлом главку, сделать тесовые кровли на алтаре и четверике, благодаря чему впоследствии собор сохранился лучше других построек.
В 2001 году началось его восстановление. 15 мая 2007 года возрожденный Богоявленский собор был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювена-лием.23 мая 2007 года в день памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей Словенских совершилось торжественное Всенощное бдение в воссозданном Богоявленском соборе, положившее начало празднованию международного Дня славянской письменности и культуры.
Прочее на сайте:
Региональные особенности готического стиля
Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пр ...
Греческая Одесса
Отдельным пунктом своего научно-исследовательского задания я выделю то, что сделали греки для Одессы. Этот город знают во всем мире благодаря ее неординарным людям, историческим событиям, коснувшимся ее в Великую Отечественную войну, а та ...
Виды психических действий
В зависимости от средств, при помощи которых осуществляются психические действия, они могут быть:
- мимическими
- словесными.
Иногда, для того чтобы укорить человека в чем-нибудь, достаточно бывает посмотреть на него с укоризной и пока ...