Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Градостроительство Руси

Статьи » Градостроительство Руси

Период XIV-XVII веков – это трудный и противоречивый, но все же единый процесс сложения и развития русской государственности в рамках конкретных условий средневековой Руси. Это время периода татаро-монгольского завоевания Руси, освобождения от ига в 1480 году, когда значительная часть Древней Руси объединилась в единое государство во главе с Москвой.

Этот исторический рубеж, связанный с правлением великого князя Ивана III, как бы завершает более чем трехвековой путь феодальных междоусобиц и сложных судеб отдельных русских княжеств и открывает новую эпоху централизованного Московского государства конца XV-XVII веков, не только подчинившего себе постепенно исконно русские земли, но и сильно раздвинувшего свои границы за счет колонизируемых территорий, особенно в восточном и юго-восточном направлениях.

Территория страны расширилась до пределов, охватывающих значительную часть Центральной (Европейской) России, Левобережную Украину, Поволжье, Урал и Приуралье, обширную часть Сибири. Только за период с середины XV века до середины XVI века территория государства увеличилась более чем в 6 раз, а население примерно в 1,5 раза. Все более усиливается в экономическом развитии Руси роль городов, число которых, согласно официальным данным, во 2-й половине XV в. было около 100, в середине XVI – более 160, а в середине XVII – уже 226. На самом же деле их было значительно больше, поскольку в разряд городов попадали далеко не все существующие поселения городского типа, а также вновь строящиеся многочисленные города-крепости, возникшие в связи с широкой колонизацией новых территорий. Конец XV-XVII веков – это эпоха продолжающегося господства на Руси феодальных отношений, сложения и оформления крепостного права. Вместе с тем это время все большего развития экономических связей между городами и формирования в XVII веке предпосылок единого всероссийского рынка.

Последовательное расширение границ и усиление государства в период правления Ивана III, Василия III и Ивана Грозного вывели Россию к середине XVI века в разряд крупнейших государств мира, а с падением Византии в середине XV века Москва стала фактическим центром и главным охранителем православия, «третьим Римом», составившим опасное экономическое и идеологическое соперничество крупнейшим европейским державам. Покончив с последними серьезными очагами татарских нашествий в Поволжье и расширяя колонизаторскую политику на востоке, русское правительство серьезное внимание уделяло защите своих южных границ со стороны еще угрожавших стране татар и особенно – обороне западных земель в связи с обострившимися отношениями с соседними европейскими государствами, с реально назревшим намерением России выйти к берегам Балтийского моря.

Градостроительное искусство и архитектура конца XV-XVI веков занимают особое место в общей культуре эпохи. При Иване III по существу заново отстроены главнейшие соборы страны в Московском Кремле; впервые Москва (а вслед за ней и другие города) получили кирпичные крепостные сооружения, отвечавшие стратегическим требованиям своего времени. Каменный Иван-город был построен на западном рубеже государства. По всей стране началось широкое обновление деревянных оборонительных сооружений. Василий III, Иван Грозный и его преемники превратили русское государство в целостную и мощную оборонительную систему. Все шире развивалось каменное культовое и гражданское строительство. В укрепленных кремлях, монастырях и на посадах городов появляются храмы самой различной структуры и композиции. Конец XV - первая половина XVI веков – это время, давшее русскому зодчеству исключительный импульс развития и многообразие форм, среди которых вершиной стали шатровые композиции, такие, как храм Вознесения в Коломенском и собор Покрова на Рву в Москве.

XVII век в русской истории занимает особое место. С одной стороны, он завершает русское средневековье, с другой – в эту эпоху были созданы определенные предпосылки новых социально-экономических отношений в связи со складыванием единого всероссийского рынка, появлением в конце века первых мануфактур, рядом других условий. В недрах столетия зарождалась новая культура, ориентированная на ценности, не связанные исключительно с миром традиционных средневековых представлений, но более обращенные к реальному человеку, его живому и «рациональному» видению мира. И в этом же столетии уже появились зародыши абсолютизма, окончательное становление которого связано со следующим XVIII веком.

Уложение 1649 года законодательно закрепостило крестьян и укрепило феодальный общественный порядок. Церковная реформа и раскол в конечном итоге привели к победе светской власти над церковной, что также явилось этапом в становлении абсолютизма в России, требовавшего дальнейшего подчинения церкви государству. Еще в XVI веке определилась, но в XVII веке особенно возросла политическая роль дворянства в государстве, которое все более успешно теснило старое родовитое боярство, добившись в 1682 году отмены местничества.

Меняли свой облик города, архитектурные ансамбли, постройки. Резко возросла доля каменного строительства как в культовых и оборонительных сооружениях, так и в гражданском зодчестве.

Интервенция начала XVI века нанесла тяжелый урон городам, поэтому в XVII веке были восстановлены, надстроены и возведены заново многие оборонительные укрепления городов и монастырей. В отдельных случаях под руководством иностранных инженеров были возведены новые земляные укрепления бастионного типа, отвечавшие новым требованиям ведения артиллерийского боя. Однако во второй половине столетия многие крепости, особенно в центре России и ее столице, где вероятность боя с противником становилась все менее реальной, потеряли прежний суровый вид, башни их обретали декоративные надстройки, весь облик сурового крепостного ансамбля трансформировался в жизнерадостную и красочную с выразительным силуэтом панораму. Москва первой дала пример подобной реконструкции своего Кремля, за ней последовали другие города и монастыри. А строители вновь возводимых крепостных ансамблей, например Ростовского кремля, уже не столько заботились о стратегических функциях ансамбля, сколько о его художественных достоинствах, образе, сочетающем монументальную простоту традиционных крепостных систем с жизнеутверждающей темой узорочья и богатства пластики форм, их живой непосредственности и человеческой теплоты.

Эти качества, в целом созвучные общей тенденции «обмирщения» и «очеловечивания» культуры XVII века, ярко выражены в архитектуре на разных ее уровнях – от живописно-декоративной разработки форм зданий до города в целом, обогатившимся в эту эпоху большим числом доминирующих в застройке каменных и деревянных храмов и многообъемных палат, ставших теперь более красочными и богатыми по силуэту, жизнерадостными, но не изменившими принципиально своей структуры, преемственно развившими достижения прежних эпох.

И именно в вековой стабильности закономерностей развития структур русских городов усматривается то общее и целостное, что позволяет, с одной стороны, видеть единство во времени коренных принципов русского градостроительного искусства, являющегося едва ли не магистральным путем культурного развития страны; с другой стороны – на фоне этого единства более выпукло выступают культурного различия, характерные для тех или иных периодов истории русского государства со времени его зарождения вплоть до периода утверждения на Руси культуры Нового времени.

При рассмотрении обширной темы развития русского градостроительного искусства XIV-XVII веков я опиралась на наиболее изученную и потому наиболее полную картину развития градостроительства Московского государства.

Прочее на сайте:

Анализ унификации культур
Таким образом, прочитав статью мы понимаем, что унификация культур все более становится глобальной проблемой, таящей в себе серьезные угрозы. Мир, в котором нам предстоит жить, становится не таким ярким и все в меньшей степени окрашенным ...

Становление библиотековедения как научной дисциплины
Библиотековедение — это научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех ее связях и опосредованиях. Эта научная дисциплина изучает цели, принц ...

Архитектура древнего Новгорода
Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим пред ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru