Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Величие и упадок мифов
Часть работы, называющаяся “Величие и упадок мифов” и посвященная изучению эволюции мифов, является одной из наиболее интересных и глубоко проработанных не только с фактической, но и с логической точки зрения.
С одной стороны, любой миф представляется прочной и незыблемой конструкцией, устойчивой в первую очередь благодаря постоянному повторению и передаче из поколения в поколение с помощью определенных ритуальных действий. Может даже показаться, что мифы парализуют инициативу человека (именно в силу своей кажущейся незыблемости), в то время как в действительности они побуждают человека к творчеству, являясь моделью и платформой, отправной точкой для человека-творца [13].
Миф дает полную уверенность человеку в том, что все, что он готовится сделать, уже было когда-то сделано, он помогает прогнать сомнения, которые могут зародиться у человека относительно предпринимаемых действий. Процесс же творчества, осуществляемый человеком, неизбежно в той или иной степени оказывает некоторое слияние на сам миф, определенным образом его реформируя. Тем не менее, базовая основа мифа, его каркас остается неизменным и постоянным, поскольку, как было сказано ранее, все мифы сводятся к (вернее, подчиняются) мифам космогоническим, которые дают вполне конкретное и определенное толкование основ и принципов мироздания, которые, естественно, не могут подвергаться сомнению членами сообществ, в которых распространены эти мифы.
Однако, с изменением общественно-социального строя в любом человеческом сообществе изменяются и позиции мифа. Во многих случаях мифология подавляется и вытесняется концепциями, предлагающими какой-либо принципиально иной подход к объяснению различных аспектов бытия. В качестве наиболее ярких примеров в исследовании Элиаде фигурируют христианская религия (которая в огромном количестве человеческих сообществ заменила собой традиционные языческие верования и связанную с ними мифологию, хотя и далеко не всегда целиком) и развитие рационалистического мышления (причем зачатки его Элиаде приписывает уже древнегреческим философам, хотя традиционно основоположником рационализма считается Рене Декарт).
Фактором, оказавшим едва ли не самое мощное влияние на мифологию, Элиаде считает письменность, поскольку ее возникновение привело к тому, что вся сфера живого культового, народного религиозного опыта оказалась недоступной. Причину Элиаде видит в отсутствии правильной и регулярной записи этого опыта в исторических документах. Иными словами, мифы всех народов, знакомых с письменностью, дошедшие до нас в письменном виде, представляют собой победу литературных произведений над собственно мифами, такими, какими они были изначально.
Трансформации мифов и формам их существования в современном мире посвящена последняя глава “Аспектов мифа” - “Пережитки и скрытые формы мифа”. Основное внимание уделено проблеме взаимодействия христианства и мифологий языческих народов, по ходу истории обращавшихся в христианскую веру. Вывод, к которому приходит Элиаде, заключается в том, что как раннее, так и современное христианство не может быть полностью отделено от мифологического мышления никакими усилиями.
“Аспекты мифа”, безусловно, являются одной из наиболее полных работ в области изучения природы мифов, как в плане оперирования богатым фактическим материалом, так и в плане анализа этого материала.
Прочее на сайте:
Триумф строгости: сад "по-французски". Планировка
и художественное убранство Версальского парка
Когда с 1661 года молодой Людовик XIV стал регулярно приезжать в Версаль, он, прежде всего, занялся устройством садов. Для этого король обратился к Андре Ленотру, известному в то время парковому архитектору. В 1664 году сады были закончен ...
Философия арабо-мусульманского Востока
Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока за ...
Биография и творческий путь Микеланджело Да Караваджо
Выдающийся итальянский живописец, Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. Он известен как один из самых плодов ...