Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки

Страница 4

В эпоху эллинизма, случайность и стихийность имела выражение в категории материи и персонифицировалась в богине случая Тюхэ. На развитие этой идеи, безусловно, повлияли бурные социально – экономические перемены в тех областях, где был распространён культ этой богини. (Горгиппия) Эту мысль подтверждает и тот факт, что эквивалентом Тюхэ в Риме была Фортуна – божество счастливого случая (в условиях стабильности и расцвета Римской империи), в то время как идея культа Тюхэ – любой случай и даже своевольная мстительность. Напрашивается вывод: поскольку в условиях постоянных войн, человек не в силах был отвечать за свою судьбу самостоятельно, то и характеру почитемого божества Тюхэ присваивались черты своеволия и случайности.

Говоря о космогинических идеях в астральных культах Причерноморья можно констатировать переход одних и тех же идей из культа в культ, ввиду общности «религиозной жизни больших этнических массивов Причерноморья, которая создавалась постепенно в результате передвижения населения, начиная с эпохи неолита и бронзы».

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья характеризуют представления людей в античную эпоху о структуре окружавшего их мира. Так на фрезках анапского склепа символика и трёхъярусность соответствует трём мирам индоевропейской мифологии. Дерево несёт идею сакрального образа мира; на уровне корней – царство мёртвых, нижний ярус космоса; посредники между низом и верхом – плывущие черепахи – символы долголетия; на уровне растущих стволов деревьев в средней зоне космоса развивается земная жизнь.

Сцены с подвигами Геракла означают вечную борьбу добра и зла. Сцены «благого терзания» во имя необходимой смены жизни и смерти отражают философию искусства кочевых народов южнорусских степей античной эпохи. «Мифологизированная идея вечного умирания как залога жизни, смены Луны и Солнца, дня и ночи переданы сакральными символами: деревьями и лучистыми кругами». Древний грек водил среди гор стада овец и сидел на холмах в молчании звездных ночей. Он был свободен и имел уединение - эту школу великих душ. Небо, камни и овцы были постоянно перед его глазами. Так греческие козопасы, блуждая по Аркадии, научились слышать голоса нимф и Пана.«Созерцание индийцев и мысль эллинов далеко продвинулись в поисках Реальности. Они преодолели корыстно-магический соблазн древних верований, а жизненные идеалы из мира внешнего перенесли в область Духа». Как видим, истоки многих причерноморских астральных культов восходят к древнеиранским верованиям и в свою очередь к арийской Авесте. Хотя значительная часть Авесты была записана на рубеже н. э. и даже в средние века, но в ней содержалось немало такого, что пришло из глубокой древности. Эти архаические ее пласты вводят в знакомый уже нам мир. Там фигурируют арийские боги неба, огня, земли, солнца, вод: Агура, Митра, Хаома, Нима. Это не кто иные, как Асура, Митра, Сома, Яма арьев. Очевидно, мифы о них в Авесте есть отголоски тех времен, когда предки иранцев составляли одно целое с арьями, двигающимися на Индостан. Даже само название Ариана (Иран) происходит от слова "арья" и религиозные традиции долгое время напоминали о родстве обеих его ветвей.В связи с астральными культами Причерноморья необходимо отметить две особенности веры иранцев. Первая черта-огнепоклонство. Неугасимый огонь был у обитателей Ирана и его окраин старым священным символом. Чистое пламя заменяло сакральные изображения и знаменовало вечный свет Божественного. Огонь почитался космической стихией, подобно тому, как у других народов - вода. Вторая черта-сохранение наряду с пантеоном, культа верховного Бога. У индоариев Его называли Асура-Дьяушпитар, а впоследствии, отождествленный с богом неба Варуной, Ураном, Перуном, он стал именоваться "Асура.Вишваведа"- Господь Всеведущий. В одной из частей Гат мы слышим голос "Души Быка" (существа, символизирующего мирных крестьян – астрологического персонажа Зодиакального созвездия Тельца), которая жалуется Мазде на беды, причиняемые набегами врагов. "Душа Быка" ждет, что Мазда пошлет в мир человека, который принесет людям Ашу, или Арту,- праведный порядок. Но в то же время она сомневается в том, что слово пророка окажется действенным, если его не поддержит рука царя или князя. Дуализм Отца и Матери, Неба и Земли восходит к отдаленным первобытным временам. В некоторых случаях он носил мирный, гармонический характер, и следы его можно видеть в учении китайцев о Ян и Инь и в "противоположностях" Эмпедокла. Но более распространенным стал дуализм, выраженный в мифах о борьбе богов. Стихийные божества Океан и Хаос мыслились как одна из сторон этой битвы. Против них выступали силы творчества и порядка: Зевс воевал с титанами, Аполлон - с Тифоном и т.д. Стройный божественный порядок иногда представлялся и безличным. У греков он назывался - Дике, у арьев - Рита, у иранцев - Арта. Возможно, в Причерноморье эти идеи нашли отражение в культе Артемиды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время
Библиотечная профессия – не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой. Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, - с этим приходится бо ...

Готичний стиль і схоластика
Домінуючими в духовній атмосфері середньовіччя все ж лишалися релігійне світовідчуття і богословські інтелектуальні шукання, що спричинило виникнення схоластики. Схоластична методологія, яка багато в чому сприяла зверненню західноєвропей ...

Как библиотека способствует и может способствовать развитию семейного чтения
Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Библиосоциальная работа с семьей, как считает Р.А ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru