Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Святилище богини Ма

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Святилище богини Ма

В святилище богини Ма, в пещере близь Пантикопея, представлена богиня, сидящая на троне со священным округлым сосудом в руках, по правую сторону, от которой изображен ее эквивалент — мировое древо с тремя стилизованными ветвями с каждой стороны, по левую же — столб с конским черепом, что свидетельствует о принесении ей в жертву коня, а также подъезжающий к ней бородатый всадник с ритоном. Интересно, что совершенно аналогичное изображение сидящей в кресле богини, держащей в руке священный округлый сосуд, имеется на терракотовой статуэтке из Семибратнего кургана.

Жертвоприношения собаки связаны с культом Великого женского божества на Боспоре, В так называемом «святилище Деметры» Нимфея черепа собаки (на что обратила внимание В.И.Денисова), животного, не имеющего абсолютно никакого отношения к Деметре. В связи с этим фактом, вероятно, не случайно наличие среди приношений в это святилище сосуда с изображением собак. Кости собак (среди небольшого количества костных остатков) были найдены и в святилище на Майской горе. Этот факт, наряду с характером других находок29 в святилище, а также само его местоположение позволяют видеть здесь одно из мест культа Великой местной богини, которую греки отождествляли с Афродитой Уранией, так и с другими женскими божествами своего пантеона (Деметрой, Корой, Персефоной, Артемидой, Афиной.

Судя по находкам свыше 200 терракот (в основном местного производства), близ Тиритаки в конце VI-III вв. до н.э. существовало святилище женского божества. Наличие среди терракот этого комплекса изображений Артемиды во фригийском колпаке с ланью в руках, а также этой же богини верхом на лани, доказывает, что в святилище, из которого происходят эти терракоты, поклонялись женскому земледельческому божеству, которому принадлежало это святилище, соединяя в себе черты Деметры, Артемиды и Афродиты, было очень близко по духу Великой богине местных племен32 . Необходимо отметить, что функционально близкие божества могли почитаться в одном и том же святилище греками как свои, а варварами — как их локальное божество.

Вышесказанное позволяет предположить, что все персонажи мифа об Афродите Апатуре скрывают за греческими именами свою исконную местную основу. Афродита — это Великая богиня синдо-меотских племен. С культом Великой богини, связаны древнейшие памятники с изображением Иштар, Потнии Терон и ее символов, а также Горгоны, в которых скифы и синдо-меоты могли видеть образы своей Великой богини.

Анализ показывает, что именно этот наиболее сложный и многогранный образ Великой богини матери можно считать самым адекватным воплощением идей, ассоциировавшихся у причерноморских варваров с их Верховной богиней. Религиозные верования, связанные с этим божеством, в частности, нашли свое выражение в одном из самых популярных мотивов боспорского искусства — изображении амазонок.

Как и в случае фракийской Великой богини-матери, пантеистическая природа Великой богини варваров Северного Причерноморья обеспечила благоприятную основу для ее синкретизма с главными женскими божествам. М.И.Ростовцев, отказавшись от попыток подыскать имена для богинь, в представленных памятниках из скифских курганов, стал называть их просто «Великая богиня» или «Великая доарийская богиня-мать».

В данной связи можно полагать, что общий кризис эллинской идеологии, имевший место в период раннего эллинизма и, несомненно, коснувшийся боспорских городов, привел к ослаблению культов эллинских божеств официальвого боспорского пантеона и открыл дорогу для расцвета культов местных божеств — Великой богини и конного бога.

Прочее на сайте:

"Экстаз святой Терезы"
Группа "Экстаз святой Терезы" проникнута острым ощущением субъективных, интимных чувств. Искусство Возрождения, с его высокими и чистыми общечеловеческими идеями, никогда не сужало и не обостряло, таким образом, свою тему; творч ...

Архитектура
Античная архитектура определила основной принцип строительства: сочетание функционального назначения с эстетической архитектурной формой. Корни греческой архитектуры – древний способ строительства с применением кирпича и дерева, с помощью ...

Херасков
А. В. Ступин в своих записках 1847 г. писал: «Основавши свою школу по примеру, хотя в миниатюре, академическому, но крайней мере стал давать классы методическим образом с выве­зенных мастерских оригиналов, антических голов и фигур, во все ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru