Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Характер астральной символики в мелкой пластике

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Характер астральной символики в мелкой пластике

Страница 3

- астральные культы использовались правящей верхушкой для поддержания незыблемости своей власти, её богоданности, что подтверждается нумезматическим материалом.

- культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве;

- характер астральной символики в мелкой пластике подтверждает всеобщий для Причерноморья синкретизм культов;

Человеку с самых ранних времён приходилось осмыслять окружающий мир.

Сознание, ещё не скованное законами традиций, отражало мир так, как оно его видело, создавая мифы о природных явлениях и силах, которые за ними стоят. Астральные культы являются наиболее ранней формой мировосприятия, понимания мира и самого себя. Миф – аллегорическое выражение идеи, не вмещающейся в синтаксис языка. Космогонические идеи в астральных культах выражают «мироощущение и миропонимание эпохи его создания».

В астральных культах Причерноморья произошло соприкосновение и взаимопроникновение греческой и восточной культур. В период римского господства народы Азии приобщились к Греко-римской культуре, оказывая друг на друга взаимное влияние.

В сознании передовой мыслящей части людей, соединились для переосмысления на основе Греко – римской культуры, египетские, ассиро-вавилонские, индийские, персидские и древнееврейские идеи культурно – исторических традиций. Платон «Тимей», Пифагор, Плутарх «Об Исиде и Осирисе», Ликург, Геродот, восхищаясь египетской религией, на первое место ставят не обрядовую, а познавательную функцию религии. «Людям, обладающим рассудком, следует искать всех благ у богов, а более всего познания самих богов, насколько оно для человека достижимо. Нет ничего выше стремления к истине, в особенности той, которая касается богов и заключает в себе жажду приобщения к божественному началу, так что изучение мудрости является восстановлением подлинного богослужения»

В греческих астральных культах на первом месте стоит природа, на ней и вечном постоянном макрокосмосе концентрируется внимание, а человек лишь ступень в этом порядке. Ближневосточное влияние сказывается в том, что на первое место выступает этика, практическое воспитание человека.

Такие понятия как пространство, время и история в астральных культах разных этносов воспринимаются по разному.

Грек воспринимал жизнь как существование в определённом месте космоса. Он живёт настоящим, поэтому прошлое для него быстро становится мифом. Греческое влияние в астральных культах Причерноморья выражается в скульптурности и пластичности, осязательности. Недаром же «эйдос» - идея, восходят в греческом к глаголу «видеть», созерцать. Основными категориями греческих астральных культов являются красота, гармония, мера, соразмерность. Но поскольку жизнь процесс динамичный, то не всех устраивало лишь его созерцание. Отчасти, поэтому так быстро были восприняты, заимствованные из ближневосточных, идеи света и нравственной чистоты.

Наиболее плодотворное взаимодействие ближневосточных и греческих культур происходило в период эллинизма.

Можно назвать несколько причин возникновения астральных культов:

- греки и римляне обожествляли своих древних царей и героев, природные стихии, космические тела, основные элементы мира, персонифицировали и обожествляли почти все свойства человеческой души:

- поэты и писатели воспели это в мифах и сказаниях;

- скульпторы и художники создали внешний вид богов – их культовые статуи;

- народ разработал систему культов;

- а архитекторы построили им храмы.

Для ориентации разума на постижение высших истин бытия, для мобилизации духовных сил человека ему всегда был необходим символический образ, и доказательством тому служит греческая «пластичность».

В Причерноморье, в области религии наметился всеобъемлющий синкретизм, признающий всех богов и внутренне тяготеющий к своей противоположности – монотеизму.

«Таким образом, в Горгиппии, например, были распространены все основные культы эллинского мира, их почитали здесь в различных ипостасях. Собранный материал не позволяет нам проследить развитие в городе каждого культа и выявить специфику их развития. Официальный государственный характер почитания установлен не менее чем для 20 культов: Посейдона, Геракла, Афродиты, Гермеса, Деметры и Коры- Персефоны, Великой богини - матери, Кибелы, Аттиса, Артемида, Зевса, Гелиоса, Аполлона, Мена, Диониса и Пана-Сатира, Бога высочайшего, римского императора. В городе поклонялись Тюхэ, Афине, знали Эрота, Персея, горгон, Сфинкса, Гарпократа, Изиду, Сераписа. Сведения о распространённых в Горгиппии культах, подтверждают сильную эллинизацию городской культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Наука как часть культуры
Наука является многогранным общественным явлением. Это важнейшая составная часть духовной жизни общества. Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логиче ...

Атмосфера
В театр понятие атмосферы пришло из жизни. А в жизни оно сопутствует нам каждую минуту. Атмосфера - явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущи ...

Реалист и сюрреалист
Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна", написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в Кадакесе. Поло ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru