Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Как создается сценическая атмосфера
Художник П.В. Вильямс сделал хорошие, лаконичные декорации. На сцене стояли две огромные колонны с церковной росписью, все остальное уходило во мрак. Низкий небольшой колокол звонил мерно, редко и звал к заутрене. Как будто все было правдиво. И все-таки атмосферы пустого собора в ранний час не возникало. А это было необходимо для того характера действия, которое происходило в соборе. И вдруг В.А. Попов – подлинный художник звукового оформления в театре - нашел нужный штрих. Это было эхо, отдающееся в пустом соборе. В протяжной фразе часослова, читаемого где-то в другом конце собора, дважды повторялось последнее слово, это великолепно имитировало эхо. И сразу родилось то, что нам было нужно. Собор стал холодным и пустым.
Редкий колокол и эхо лишь подчеркивали тишину. Теперь затаенная тишина передалась зрителям и позволила актерам свести речь до шепота. Это имело решающее значение для содержания картины, где подготавливался заговор против Ивана Грозного.
Кроме силы воздействия на зрителя, атмосфера, создаваемая режиссером через темпо – ритм действия, обстановку, звуки и свет, помогает актерам. Она влияет на психику актера и вызывает у него тягу к неожиданным приспособлениям и краскам, помогает актеру жить в образе.
Недостаточно знать, каковы выразители сценической атмосферы. В каждом спектакле нам нужно искать различные средства ее выявления. Их диктуют эпоха, лицо автора и, наконец, художественные принципы нашей постановки. Мы знаем, что атмосфера неразрывно связана с бытом. Без быта нельзя создать реальную среду, быт – элемент содержания. Даже если режиссер задумал поставить спектакль сугубо театрально – условный, ему не следует бояться быта. Весь вопрос в том, каким языком он будет выражен. Надо знать, что бытовая деталь очень многоязычна, что она может изображать и простую реальную вещь и быть поэтическим образом.
Когда я ставил «Укрощение строптивой» - спектакль, как известно, отнюдь не был бытовым, - я, тем не менее, стремился создать атмосферу эпохи даже в интермедии, проходящих на фоне занавеса. Решалась эта атмосфера только через актера и сценические аксессуары.
Можно привести более новый по времени спектакль условно оформленный, - «Матушка Кураж» в театре Берлинского ансамбля. По откровенно обнаженной сцене матушка Кураж и ее дети везли фургон- лавку мартантки. Этот фургон был отработан как чисто бытовой аксессуар, и оставался он на сцене на протяжении всего спектакля. И не будь этого фургона, не возникал бы с такой силой образ фронтовых дорог, образ трудной вольной жизни и тяжких скитаний человека.
В подобных случаях, как в «Укрощение строптивой», так и в «Матушке Кураж», бытовой штрих сливался с дополнением актера, с его настроением и дополнял жизненную картину. Можно ли пренебрегать этим. Конечно, нет. Режиссер должен уметь пользоваться всем – не только актером, но и пространством, светом, звуком. И если это делает во имя содержания, он помогает актеру и может достичь высоких художественных результатов.
Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в спектакле – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.
Создание сценической атмосферы помогает добиться стилевого единства. Атмосфера наряду с другими выразительными средствами способствует созданию целостного образа спектакля.
Через несколько секунд появляется второй повар — он проделывает тот же путь, что и первый, но чуть быстрее, скажем, в скорости номер два; затем третий, в скорости номер три — не торопясь, но, естественно, быстрее, чем два предыдущих. Потом появляется четвертый. Он уже торопится, а пятый и шестой бегут к своему рабочему месту, боясь опоздать.
Каждый из них проделывает один и тот же путь, у всех почти одни и те же движения, но в нарастающих скоростях. И это создает определенную атмосферу.
Прочее на сайте:
Леонардо Бруни
Ученым – профессионалом, одним из прямых продолжателей дела Петрарки и Боккаччо и идеологических вождей гуманистов третьего поколения был Леонардо Бруни, или как его часто называли по месту рождения, Леонардо Аретино (1374-1444).
Свободн ...
Биография Б. В. Иогансона
Б. В. Иогансон родился в 1893 году в Москве в семье служащего.
«Мои годы не были годами счастливого детства, — писал впоследствии художник. Неприглядный быт царской окраины, бедные обездоленные люди, чиновники, спившиеся актеры, побои, с ...
Лингвистические и
концептуальные универсалии
Для того чтобы сравнивать значения слов различных языков (таких, как, например, правда и truth или душа и soul), нам необходимо tertium comparationis, то есть основание для сравнения. Если бы значения ВСЕХ слов были культуроспецифичны, то ...