Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Цивилизации стационарного типа
Художественное творчество оценивается с точки зрения возможного содействия, поддержания устойчивости и стабильности системы в целом. Сама такая оценка приобретает регулятивное значение, оказывает непосредственное влияние на стратегию творческой деятельности.
Основной характерной чертой развития культуры в обществах стационарного типа является его традиционализм. Традиция рассматривается как абсолютный и неиссякаемый источник и генератор культуры, постоянное возвращение к которому дает ей жизнь, служит основанием ее обновления.
Отклонение от традиционных форм рассматривалось как показатель отклонения общества и правителей от правильного пути, начертанного в древних книгах.
Так, например, Конфуций – создатель традиционалистской, догматической философии в Китае и вообще первый из известных нам древнекитайских философов видел в поэзии надежный индикатор состояния общества: песни, которые поет хорошо управляемый народ, прекрасны своей веселостью и беззаботностью, в государстве же, находящемся на пути к погибели, слышатся жалобы и грустные мелодии. Поэтому, например, песни гнева должны служить серьезным предупреждением об опасности.
Стационарные цивилизации не заинтересованы в каких-либо изменениях, они выстраивают целую систему запретных, охранительных норм.
Обратной стороной установки на традиционализм является застойный характер общества, который угрожает его существованию не меньше, чем социальные противоречия и смена форм государственного устройства. Жизнь культуры не может быть ограничена нормами даже относительно прогрессивной традиции. Это означает, что наряду с господствующей традицией, на периферии официальной культуры вырастает оппозиционная ей традиция.
В Китае такой оппозицией конфуцианству был даосизм, не вошедший в официальный канон. Причем, те и другие говорят о Дао, но вкладывают в это понятие противоположный смысл.
Дао – великий путь, истина, суть всех вещей, абсолют, человек – ничтожен, это винтик, нерассуждающий исполнитель воли божества-тирана.
Даосы: человеку могут открыться тайны Дао-пути, сумевшему ускользнуть от суеты бытия. Человек может слиться с Дао и излучать его на весь мир. Государь, Художник, Поэт могут постичь Дао, т.е. извечную суть вещей.
В Индии в оппозицию ведийской традиции выступил буддизм с проповедью личного физического и нравственного освобождения и восхождения к Абсолюту, т.е. в противовес объектно-исторической традиции акцентируется субъектно-личное начало. Буддизм пробудил в искусстве интерес к духовному миру человека.
В такой двойной традиции в их оппозиции заключался мощный источник развития культуры.
Погружение в традицию позволяет художнику не только выполнить «социальный заказ», но и реализовать творческие импульсы.
Кроме оппозиции внутри самой традиции существовала и еще одна оппозиция канонизированному искусству со стороны полупрофессионального и народного творчества бродячих актеров, музыкантов. В этой роли выступают и нищенствующие монахи и торговые гости. Это массовое искусство проникает и в канон, размывая его герметичность и расширяя сферу художественной культуры общества.
Прочее на сайте:
Отзывы о музее
Посещают музей не только россияне. В музее есть книга отзывов. Высокую оценку ему дали профессора Нью-Орлеонского университета М. Мэгоу и Д. Еьег: "Экскурсия по замечательному музею русского поэта, родственного нашему блистательному ...
Влияние на раннее творчество и интриги
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповско ...
Приход Галы
Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В свою очередь, Галу смущал этот напряженны ...