Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Адаптивный тип цивилизации
Социокультурный комплекс адаптивного типа характерен для вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций.
Классическим образцом такого типа считается арабо-мусульманская цивилизация в период ее возникновения и расцвета.
На завоеванных территориях арабы, как правило оставляли без особых изменений хоазяйственно-экономические отношения и социальные структуры. Они лишь насаждали сверху своих резидентов. Это определяло относительную автономию областей и сегментарную структуру арабской цивилизации с верховным началом в лице халифа.
Данный социальный строй определил адаптивный характер культуры арабо-мусульманской цивилизации. Исламская культура была продуктом космополитизма, в возникновении которого принимали участие все завоеванные культуры и народы: сирийский, персидский, арабский, испанский, берберская и турецкая. Т.е. мусульманская цивилизация ассимилировала все лучшее в более древних и более высоких культурах.
Арабоязычная культура сохраняла достаточно большую независимость по отношению к господствующей религии, терпимость и даже известно любопытство к духовной культуре «неверных», как к чему-то экзотическому и объективно способствовало стабилизации «своей» цивилизации.
Арабо-мусульманский художественный стиль. Он оформляется как художественная целостность, представляющая собой мозаичную систему локальных форм и традиций, лишенных оппозиционного содержания, поскольку они не затрагивали существования данной цивилизации и ее господствующей идеологии – ислама.
Социальные условия и запрет на изображение человека Кораном предопределяли развитие арабского искусства как орнаментально-декоративного. Сама социальная действенность обусловила функции орнаменталистики по адаптации, связи в целое разнородных мотивов, образов, настроений.
Близость арабского искусства к модели цивилизации адаптивного типа проявилось и в его своеобразной эволюции и в кризисном для арабской цивилизации XV веке. Развитие художественной культуры, как мы уже отмечаем, в цивилизациях подобного типа происходили за счет постоянной адаптации и ассимиляции все новых и новых разнородных художественных систем в некую мозаичную целостность путем их стилизации. В XV веке это движение прекратилось. Мусульманский мир как бы замкнулся в себе. То же произошло и с искусством. Оно пошло по пути изощренной эстетизации и утратило жизненность. Адаптивный стиль исчерпал себя. Гетерономность мусульманской цивилизации начала перерастать ее социально-культурное единство, принимая все более мозаичный, рыхлый характер. Эта тенденция усиливала партикуляристские настроения властителей периферийных областей «великого халифата», ростом в них национального самосознания, которое стало лейтмотивом культур, освободительных движений.
В противовес этим тенденциям происходит ужесточение догматизма идеологии – ислама, а также исламизация социальных форм жизни и культуры. Арабо-мусульманская цивилизация из адаптивно-динамической стала превращаться в сегрегативно-консервативную. Это лишало ее импульсов внутри развития. К тому же к 15 веку на западной границе мусульманского мира набирала силу на почве уже капиталистических отношений европейская цивилизация, которая многому научилась у арабов, но устояла в своей самобытности.
Прочее на сайте:
Нисходящая и восходящая аргументация
Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.
Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершае ...
Культура Англии в годы буржуазной революции
В первые десятилетия XVII в. в английской литературе возникают новые явления, знаменующие собой кризис гуманистического мировоззрения. Жизнеутверждающему началу ренессансной культуры противопоставляются мотивы, вызванные разочарованием оп ...
Идеология
Идеология – это систематизированное и концептуальное знание, внутренне согласованное и логически стройное, связанное с решением встающих перед обществом задач, обосновывающее изменение общественных отношений либо защиту уже существующих о ...