Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Цивилизация динамического типа
К динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы, которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относят европейскую цивилизацию с характерным для нее рационализмом и техницизмом, уходящими корнями в античность.
Шпенглер, к примеру, противопоставлял античности «аполлоновскую» культуру, которой были присущи культ тела и статика, европейской, для которой характерным является культ безграничного права и динамизм как жизненный принцип. Отсюда постоянная незавершенность европейской культуры, тоска по идеалу.
Аналогичные идеи, но на более высоком уровне развивает испанский философ Ортега-и-Гассет. Он, следуя за Шпенглером, полагает, что народам древнего Греко-латинского мира были присущи предметность и конкретность мировосприятия. Европейская же цивилизация ориентировалась на скрытную сущность явлений. Хронологически Ортега фиксирует европейскую цивилизацию с 18 в.
К специфическим характеристикам динамической цивилизации кроме рационализма ряд американских исследователей относит:
а) накопление научных знаний и технологий, превышающие актуальную потребность;
б) появление новых лидеров, способных и готовых перестроить мир на новых началах;
в) постоянные экономические и социальные трансформации;
г) интеграцию индивидов и социальных групп в национальные общества.
Последняя черта европейской цивилизации понимается как плюрализм и единство, когда каждый народ выступает как 1) самостоятельная социальная общность и одновременно ощущает себя 2) представителем западного сообщества. Дух конкуренции при определенной взаимозависимости всех наций друг от друга определяет динамизм этого сообщества, его сбалансированное равновесие.
В искусстве динамического типа присутствует открытая установка на новаторство. Искусство становится механизмом не только фиксирующим и осмысляющим новое, но и генерирующим его.
Переход от традиции к подвижному эталону художественной деятельности происходит постепенно. Зарождение нового стереотипа проявляется в возникновении «рефлективного традиционализма». «Рефлективный традиционализм» предполагает сохранение традиции, но которая уже утратила абсолютное значение. Все большее значение приобретает личный опыт и свободный творческий вымысел. Поначалу это выражалось в интерпретации исходного текста. Динамизм постепенно зарождался, «прокрадывался» как искусство переакцентировки. Традиция постепенно обособляется: этот процесс в классицизме протекает как постоянный диалог современности с античностью, в романтизме – это ирония по отношению к традиции.
Рефлективный традиционализм исчерпал себя с переходом к реализму – художественному методу, ориентированному на постоянно меняющуюся действительность. Вступает в силу закон «отклонения от нормы», который был сформулирован Бахтиным: «Сначала – отклонение от нормы, затем – проблематичность самой нормы».
Этого не могло быть; в этом что-то есть; это так и должно быть. Этот стереотип движения был воспринят и лег в основу дальнейшего развития цивилизации Европы, когда субъективно-значимая позиция в любой момент могла превратиться в официально-санкционированную. Но это уже зависит от идеологической инициативы, которая лежит за рамками самого искусства и самому художнику не принадлежит.
Прочее на сайте:
Общие сведения о Византийской культуре
Основу византийской культуры составляет ограниченное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который бы ...
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), русский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал ...
Развитие и внедрение ББК
Основные направления в развитии ББК сохранились прежние: разработка теории системы и совершенствования её методики; создание производных вариантов таблиц; внедрение в библиотеках страны.
Новым этапом в развитии ББК явилось создание её со ...