Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Положение корпуса и ног

Статьи » Виды постановки при игре на скрипке » Положение корпуса и ног

Прежде чем приступить к постановке левой руки учащегося, следует обеспечить естественное, ненапряженное состояние всего его тела в целом. Важное значение в этой связи приобретает правильное распределение тяжести туловища, опора его па ноги, а следовательно, и положение ног.

"При игре стоя тяжесть тела следует переносить на левую ногу, правая нога слегка выдвигается вперед", - так большей частью определялось в старых руководствах состояние корпуса и положение ног играющего. Нередко можно встретить и другое предписание - держать ноги в сомкнутом положении. Нетрудно убедиться на собственном опыте, что это положение ног при игре на скрипке - крайне неустойчиво; оно вызывает излишние напряжения во всем корпусе и сковывает игровые движения, особенно правой руки.

Именно стремлением обеспечить большую свободу движений правой руки и можно объяснить первое из упомянутых предписаний. Однако опора корпуса на левую ногу, хотя и имеет в этом отношении определенные преимущества, все же не может быть признана целесообразной. Подобное исходное положение не является естественным, так как не всегда обеспечивает ту устойчивость и в то же время свободу, которые необходимы в процессе игры. Вместе с тем неестественное положение, в котором пребывает играющий, не только вызывает быстрое утомление, но с течением времени может привести и к искривлению позвоночника.

Общепринятым и наиболее целесообразным можно считать такое положение, при котором тяжесть свободного от излишних напряжений корпуса равномерно распределяется на обе слегка расставленные ноги, а во время игры перемещается с одной ноги на другую в зависимости от эмоционального состояния играющего, размаховых движений правой руки.

Помимо некоторых необходимых "вспомогательных" движений, связанных с деятельностью рук, особенно правой, нельзя не учитывать и естественных двигательных реакций, вызываемых восприятием и переживанием музыки, эмоциональным состоянием исполнителя. Попытки насильственного подавления этих реакций могут пагубно отразиться, в первую очередь, на выразительности исполнения, а также и на технической его стороне.

Именно только указанное состояние корпуса и положение ног обеспечивают наибольшую устойчивость и свободу; оно исключает даже самую возможность статичности, неподвижности тела во время игры и способствует устранению излишних мускульных напряжений как при сменах позиций, гак особенно и при размаховых движениях правой руки.

Необходимо отметить, что опора на обе ноги способствует, кроме того, более успешному устранению довольно распространенной дурной привычки - "отбивать такт" ногой.

Следует, однако, предостеречь от того, чтобы естественные движения корпуса при перемещении его тяжести с одной ноги на другую не становились бы преувеличенными, не сопровождали бы каждое движение правой руки и не приводили бы к раскачиванию туловища. Нельзя не согласиться со словами А.Ф. Львова, говорившего об "естественном, свободном положении тела" и резко критиковавшего "всю уродливость разных кривляний". Во время игры он рекомендует "держаться вольно и спокойно, не показывая ни телодвижением, ни лицом напряжения своих усилий".

Следует коснуться вопроса о положении корпуса и ног при игре сидя, так как в подобном положении проводить часть занятий не только возможно, но в некоторых отношениях даже полезно.

Некоторыми педагогами занятия сидя почему-то допускаются с трудом, хотя всем кажется вполне естественным, что скрипач играет в оркестре или в ансамбле (в трио, квартете и др.) только сидя. А между тем длительные систематические занятия стоя не могут не тормозить нормального физического развития молодого организма. Поэтому проведение некоторой небольшой части занятий сидя будет весьма полезным, особенно для детей физически слабо развитых. Кроме того, занятия сидя будут способствовать устранению таких дурных привычек, как хождение по комнате и топтание на месте во время игры.

При занятиях сидя нельзя разрешать опираться о спинку стула, так как это нарушает свободу мышц плечевого пояса, стесняет подвижность лопаток, играющую не последнюю роль в общем двигательном процессе, и тем самым изменяет обычные, нормальные условия игры. Кроме того, опора о спинку стула может отрицательно сказаться на активности учащегося. Поэтому садиться следует на край стула или табуретки, высота которых должна соответствовать росту учащегося. Правую ногу нужно отвести назад для того, чтобы обеспечить свободное движение смычка на струне Ми.

Прочее на сайте:

Исторические аспекты развития бальных танцев
Рассматривается роль танца как особого вида искусства в различные исторические эпохи. Представлено понимание танца как особой формы эстетического отражения действительности, описаны основные характеристики танцевального образа. Танец как ...

Цивилизация динамического типа
К динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы, которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относ ...

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления
Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, от ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru