Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архитектура и изобразительное искусство

Статьи » Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси » Архитектура и изобразительное искусство

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, свод гражданского права, мозаика Равенны.

Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В Византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.

Константинопольская Святая София – это чудо византийского искусства. Великая Церковь – вселенский символ Боговоплощения. Храм был построен в 6 в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Его огромный купол возведен на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект – чаша купола кажется легко парящей над храмом. Храм Св. Софии воплощает в своем архитектурно-художественном образе представления о вечных и непостижимых «сверхчеловеческих» началах. Из 2 основных типов средневекового храма – базиликального и купольно-центрического – второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София – пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.

Для Византии характерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.

В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластичную форму; со временем в византийском искусстве почти исчезает круглая пластика. Наиболее прочно античные мотивы сохраняются в изделиях художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла).

В середине 9 –12 вв., в период расцвета искусства Византии, окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво укрепленном на опорах, от которых крестообразно расходятся 4 свода. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового.

Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска), икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны. Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разным углом. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.

Исторические потрясения, пережитые Византией в 7 – начале 9 вв., вызвали существенный перелом в художественной литературе. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.

В 9 – 10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго иерархическом порядке и подчиненными композиции крестово-купольной постройки.

Общие принципы византийской живописи 9 –12 вв. по-своему разрабатываются в отдельных художественных школах. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств («Владимирская богоматерь»).

В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью распространяется декоративный стиль. Этим миниатюрам свойственны вместе с тем и отдельные меткие жизненные наблюдения, например в портретах исторических лиц.

Прочее на сайте:

Универсальная научная библиотека и ее развитие в XXI в
Универсальная научная библиотека (УНБ) это учреждение общегосударственного, республиканского и регионального значения, держатель наиболее полных фондов отечественной и зарубежной литературы, формируемых на базе бесплатного обязательного э ...

Римская духовная культура: через философию к христианству
Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести абсолют, не связанный с земной жизнью. “Римский миф” о том, что “век Августа” — “золотой ...

Версаль: грандиозный синтез дворца и парка
Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. Как правило, фасад Версал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru