Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Просвещение

Статьи » Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси » Просвещение

В Византии сохранялись традиции античной образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование получали в частных школах грамматистов обычно в продолжении 2-3 лет. До 7 в. учебная программа основывалась на мифологии языческих религий, позднее – на христианские Псалтири. Среднее образование получали под руководством учителя-грамматика или ритора по античным пособиям. В программу входили орфография, грамматические нормы, произношение, принципы стихосложения, ораторское искусство, иногда тахиграфия (искусство сокращенного письма), а также умение составлять документы. К числу учебных предметов относилась и философия, под которой, однако, подразумевали разные дисциплины. По классификации Иоанна Дамаскина философия разделялась на «теоретическую», в которую входили богословие, "математическая четверица» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и «физиология» (учение об окружающей природе), и «практическую» (этика, политика, экономика). Иногда под философией понимали «диалектику» (в современном значении - логику) и рассматривали ее как подготовительную дисциплину, иногда трактовали как завершающую науку. В программы некоторых школ включалась история. В Византии имелись также монастырские школы, но они не играли значительной роли. В 4 – 6 вв. продолжали функционировать сохранившиеся с эпохи античности высшие школы в Афинах, Александрии, Бейруте, Антиохии, Газе, Кесарии Палестинской. Постепенно провинциальная высшая школа перестает существовать. Созданная в 425 г. высшая школа в Константинополе вытеснила остальные высшие школы. Константинопольский аудиторий представлял собой государственное учреждение, профессора которого считались государственными служащими, только им разрешалось публичное преподавание в столице. Вопрос о существовании высшей школы в 7 – 8 гг. спорен: согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено императором Львом 3 в 726 г. вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школы начинаются с середины 9 в., когда начала функционировать Магнаврская школа, которой руководил Лев Математик. Программа ее ограничивалась предметами общеобразовательного цикла. Школа готовила высших светских и духовных сановников. В середине 11 в. в Константинополе были открыты юридические и философские школы – государственные учреждения, готовившие чиновников. С конца 11 в. философская школа становится сосредоточением рационалистических воззрений, что привело к осуждению православной церковью ее учителей Иоанна Итала и Евстратия Никейского как еретиков. В 12 в. высшая школа становится под покровительством церкви и на нее возлагается задача борьбы с ересями. В конце 11 в. была открыта Патриаршая школа, в программу которой входило толкование священного писания и риторическая подготовка. После 1204 г. высшая школа прекратила свое существование. Государственные школы все больше вытесняются школами при монастырях, где поселялись ученые. Такие школы обычно закрывались после смерти учителя или его опалы.

Античные библиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская библиотека была разрушена в 391 г.; публичная библиотека в Константинополе сгорела в 475 г. О библиотеках в более позднее время известно мало. Существовали библиотеки императора, патриарха, монастырей, высших школ, и частных лиц.

Прочее на сайте:

Республиканский период
Начало древнеримской архитектуры относится к периоду республики (конец VI – середина I в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по ...

Анализ взаимосвязи истории и культуры
В старину, особенно в древнюю эпоху, условия общественной жизни изменялись медленно. Поэтому история представлялась людям в виде калейдоскопа повторяющихся событий. Из века в век люди рождают детей, радуются и печалятся, любят и ненавидят ...

История антропологии
Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно - в конце XVIII - в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человече ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru