Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архитектура, убранство и устройство собора

Статьи » Вознесенский собор » Архитектура, убранство и устройство собора

Страница 1

Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах.

Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах, усложнен четырьмя выступами - портиками дорического ордера. Дорические колонны без каннелюр несут антаблемент с триглифами и треугольные фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами. Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Совершенно белая снаружи и внутри, София Царскосельская сверкала своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка.

На стенах храма в круглых нишах в 1999—2009 годах были установлены мозаики, выполненные мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой, (на западном фасаде) и эмалевые изображения:

Сторона храма

Изображения

Западная

Крест ордена Святого Александра Невского с мечами

Спас Нерукотворный

Крест ордена Святого Владимира с мечами

Южная

Знак лейб-гвардии Гусарского его величества полка

Апостол Андрей Первозванный

Знак ордена Святого Андрея Первозванного

Восточная

Герб Царского Села

Священномученик Иоанн Царскосельский

Знак Балтийской строительной компании

Северная

Крест ордена Святой Анны c мечами

Святой Александр Невский

Крест ордена Святого Георгия Победоносца

Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения Господня.

6 (18) ноября 1804 года был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины (в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый — святого благоверного великого князя Александра Невского.

Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения, полученные в результате пожаров, которые случались в период закрытия храма. Капители и базы позолочены.

До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора, был уничтожен.

Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент отсутствует.

Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного придела был изготовлен по проекту И. Д. Черника, иконостасы боковых приделов — П. Егорова. Они были окрашены в белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены копии дореволюционных иконостасов.

По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены религиозные картины:

· «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», П. И. Соколов (1788 год) — на горнем месте центрального придела.

· «Воскресение Христово», И. И. Бельский (1791 год)

· «Вознесение Господне», И. И. Бельский (1791 год)

· «Рождество Христово», П. С. Дрождин (1791 год)

· «Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792 год)

· «Благовещение Пресвятой Богородицы», М. Ф. Воинов (1792 год)

· «Успение Божией Матери», П. С. Дрождин (1792 год)

· «Крещение Господне», И. И. Бельский (1793 год)

· «Рождество Пресвятой Богородицы», И. А. Пустынин (1793 год)

· «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Г. И. Угрюмов (1795 год)

· «Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796 год)

· «Сретение Господне», Г. Скливос (1796 год)

Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд. Ныне, вероятно, утрачены.

В левом и правом приделе запрестольными образами были соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833 год) и «Воскресение Христово» (1898 год). В настоящее время запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в центральном приделе.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Функции арттерапии
Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэм ...

Дизайн в действии
Наша задача - показать отношение теоретического уровня существования дизайна, теоретических "дизайнов" и действительной дизайнерской практики во всей ее современной сложности. Не выходя из материала, рассматриваемого нами в этой ...

Историческое развитие процесса глобализации
Чем вызывается процесс, который называется глобализацией? Как раз в этом пункте меньше всего ясности, поскольку схожие процессы углубления международной интеграции наблюдались с середины XIX в. уже несколько раз, но каждый раз были остана ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru