Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Архитектура, убранство и устройство собора
Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах.
Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах, усложнен четырьмя выступами - портиками дорического ордера. Дорические колонны без каннелюр несут антаблемент с триглифами и треугольные фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами. Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Совершенно белая снаружи и внутри, София Царскосельская сверкала своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка.
На стенах храма в круглых нишах в 1999—2009 годах были установлены мозаики, выполненные мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой, (на западном фасаде) и эмалевые изображения:
Сторона храма |
Изображения | ||
Западная |
Крест ордена Святого Александра Невского с мечами |
Спас Нерукотворный |
Крест ордена Святого Владимира с мечами |
Южная |
Знак лейб-гвардии Гусарского его величества полка |
Апостол Андрей Первозванный |
Знак ордена Святого Андрея Первозванного |
Восточная |
Герб Царского Села |
Священномученик Иоанн Царскосельский |
Знак Балтийской строительной компании |
Северная |
Крест ордена Святой Анны c мечами |
Святой Александр Невский |
Крест ордена Святого Георгия Победоносца |
Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.
Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения Господня.
6 (18) ноября 1804 года был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины (в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый — святого благоверного великого князя Александра Невского.
Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения, полученные в результате пожаров, которые случались в период закрытия храма. Капители и базы позолочены.
До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора, был уничтожен.
Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент отсутствует.
Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного придела был изготовлен по проекту И. Д. Черника, иконостасы боковых приделов — П. Егорова. Они были окрашены в белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены копии дореволюционных иконостасов.
По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены религиозные картины:
· «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», П. И. Соколов (1788 год) — на горнем месте центрального придела.
· «Воскресение Христово», И. И. Бельский (1791 год)
· «Вознесение Господне», И. И. Бельский (1791 год)
· «Рождество Христово», П. С. Дрождин (1791 год)
· «Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792 год)
· «Благовещение Пресвятой Богородицы», М. Ф. Воинов (1792 год)
· «Успение Божией Матери», П. С. Дрождин (1792 год)
· «Крещение Господне», И. И. Бельский (1793 год)
· «Рождество Пресвятой Богородицы», И. А. Пустынин (1793 год)
· «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Г. И. Угрюмов (1795 год)
· «Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796 год)
· «Сретение Господне», Г. Скливос (1796 год)
Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд. Ныне, вероятно, утрачены.
В левом и правом приделе запрестольными образами были соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833 год) и «Воскресение Христово» (1898 год). В настоящее время запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в центральном приделе.
Прочее на сайте:
Функции арттерапии
Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэм ...
Дизайн в действии
Наша задача - показать отношение теоретического уровня существования дизайна, теоретических "дизайнов" и действительной дизайнерской практики во всей ее современной сложности. Не выходя из материала, рассматриваемого нами в этой ...
Историческое развитие процесса глобализации
Чем вызывается процесс, который называется глобализацией? Как раз в этом пункте меньше всего ясности, поскольку схожие процессы углубления международной интеграции наблюдались с середины XIX в. уже несколько раз, но каждый раз были остана ...