Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
История коллекции
Таким образом, на 1 января 2005 года собрание Русского музея составило 394 158 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.
К моменту открытия Русского музея его собрание включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси).
Основу собрания первого государственного музея России составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и царскосельском Александровском дворцах, и, кроме того, целые коллекции, переданные музею частными лицами. Например, замечательное по своему качественному и количественному составу собрание портретной живописи князя А.Б.Лобанова-Ростовского, коллекция графики княгини М.К.Тенишевой и другие.
Последующее расширение коллекции, согласно императорскому Указу, должно было происходить посредством покупки произведений на ассигнованные с этой целью средства и благодаря возможным пожертвованиям. В Отчете музея за 1910 год говорилось, что для своего дальнейшего развития собрание произведений русского искусства нуждается в систематизации и таком устройстве художественной галереи музея, которое отвечало бы современным требованиям. Однако, как отмечалось в отчете, в данный момент такое устройство еще не могло быть осуществлено. Не приходилось также говорить в то время и о полноте отражения в музейном собрании многовековой истории развития русского искусства, что было обусловлено многими причинами. Собирательскую деятельность сковывала прямая зависимость от Министерства Императорского двора. Средств, выделявшихся на приобретение произведений, было явно недостаточно для того, чтобы музей мог на равных конкурировать с чрезвычайно активными в те годы частными собирателями. Особая комиссия, проводившая по поручению Академии художеств отбор произведений для коллекции нового музея, осуществляла его подчас случайно, без какой-либо определенной системы, оставляя порой зияющие лакуны. Не слишком благополучно складывались отношения с Советом Императорской Академии художеств, стремившимся определять закупочную политику исходя из своих, в те годы далеко не всегда прогрессивных, устремлений. И тем не менее, за первые десять лет существования музея его собрание возросло почти вдвое.
Происходившее затем постепенное превращение разрозненного собрания в целостную, систематизированную и постоянно пополняющуюся коллекцию - во многом заслуга П.И.Нерадовского, хранителя (с 1909 г.) и заведующего художественным отделом (в 1912-1929 гг.). В первое послереволюционное десятилетие рост коллекции происходил ускоренными темпами, в основном благодаря деятельности Государственного музейного фонда, осуществлявшего с 1921 по 1928 год распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства. В это время в состав собрания вошли и многочисленные частные коллекции. Теперь музейная экспозиция могла достаточно адекватно представить все этапы развития русского изобразительного искусства на протяжении примерно тысячелетия.
Ретроспективная часть собрания в основном сложилась, и музею предстояло, продолжая ее пополнять, обратиться к современному художественному процессу. С передачей в 1926 году в ГРМ коллекции Музея художественной культуры, организованного при петроградском ГИНХУКе, раздел советского искусства, особенно сложный для изучения и осмысления, вырос настолько, что появилась потребность в создании соответствующего научного подразделения - отдела новейших течений в искусстве.
С 1954 года, когда в музее была организована собственная экспертно-закупочная комиссия, начался новый этап в работе по пополнению всех разделов коллекции. Комиссия придала собирательской деятельности гораздо большую планомерность и целенаправленность. В последующие десятилетия регулярными стали поступления произведений современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников, закупки на зональных, республиканских, всесоюзных групповых и персональных выставках.
Прочее на сайте:
Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века
Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились ...
Цивилизации стационарного типа
К цивилизациям стационарного типа могут быть отнесены первичные цивилизации, охватывающие три первых географических центра исторической жизни человечества, три первоначальных очага культуры: Египет, Индию и Китай. Историческая жизнь этих ...
Тенденции духовной жизни современной России
Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие – это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета – всё э ...