Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Возникновение письменности: пиктография
Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.
У многих народов мира есть мифы о первоначалах, повествующие о том, как хаос превратился в мир с небом, землёй и всем, что есть на Земле.
Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вёл против кочевников скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно». Скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и к4ак можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…
Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде. Птица, быстрая, как конь – знак богатства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.
Конечно, письменность родилась из преднамеренного творчества, напряжённой работы мысли. С другой стороны, она дала возможность воспользоваться сокровищами, которые накопили и сберегли бесчисленные поколения. Позволила познать прошлое и приобщиться к вершинам мысли. Письменность заставила человека размышлять о самом себе, открыла сознание «философской одновременности» всех поколений. Вот как далеко может завести простая человеческая потребность.
Кстати, о письменности. В прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если имеются два её признака: рисование и сообщение. С рисованием всё понятно, но рассматривается оно широко: тут и начертание знаков, выскабливание, вырубание, нанесение зарубок и т. п. Что касается сообщения, то оно могло быть адресовано как другим лицам, так и самому пишущему – для сохранения в памяти.
Но было ещё предметное письмо, узелковое письмо… И учёные спорят, письменность ли это, потому что рисунка действительно нет.
Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного места на другое, война, победа, голод… Жизнь далёких предков была не менее полной, чем наша.
Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus – живописный и греч. Grapho – пишу).
Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме выделить составные части, как в предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность имеет любой фрагмент пиктограммы.
Прочее на сайте:
Аристотель и начала политической науки
Точной даты и конкретных обстоятельств создания “Политики” и “Афинской политии”, принадлежащих перу исполина античной мысли Аристотеля, мы не знаем и, увы, не узнаем—ignoramus et ignorabimus. С того времени прошло более двух тысяч лет, и ...
Понятие атмосферы
Она дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене.И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосфер ...
Особенности формирования арабо-мусульманской культуры
Ислам – самая молодая религия 6 века, которая быстро распространялась. Бедуины с аравийского полуострова смогли завоевать огромные территории. Социо-культурное становление: есть завоеватели, у них минимум культуры, но максимум энергии, по ...