Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
История Горицкого монастыря
В XVIII веке, во время царствования Петра I и последующее время монастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особенно после учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежних привилегий.
Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком.
Связь между старицами поддерживалась только общей церковной молитвой и подчинением одной игумении. Внеся плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была завести для себя келью, которая считалась ее полной собственностью. Старица могла продать или уступить кому-либо свою келью по своему усмотрению. О своем пропитании насельницы также должны были заботиться сами. Только в редких случаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалось небольшое вспомоществование. Такое своеобразие устава в сочетании с отсутствием государственной поддержки привело обитель к состоянию крайнего запустения.
Возрождение началось в 1810 году, когда настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Именно Маврикия Ходнева ввела в монастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся 40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Это позволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичное строительство.
Помощницей Маврикии Ходневой стала мать Феофания, которая не щадила себя в тяжких работах. На свои средства и личным трудом она организовала ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. В 1840 г. мать Феофания стала ризничей, рукоделия ее мастерских приносили немалый доход монастырю. Пенсию, назначенную ей как вдове героя, она отдавала в обитель и на милостыню в память мужа.
Насельницы, поначалу относившиеся к ней настороженно, вскоре полюбили ее. Как никто другой, она умела улаживать различные конфликты между сестрами обители и сохранять мир. В 1837 г. Феофания была пострижена в мантию архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иннокентием. В 1824 г. под руководство Феофании поступила юная Мария Никитична Крымова – воспитанница графини Анны Орловой-Чесменской. 41 год прожила Мария вместе с матерью Феофанией, в полном самоотвержении и послушании своей старице. Она приняла постриг с именем Варсонофии и последовала за наставницей в Петербург. В 1845 г. архиепископ Новгородский Леонид приехал в Горицкий монастырь, чтобы лично посмотреть на мать Феофанию, перед тем, как дать указ о ее переводе в столицу для основания нового монастыря. Инициатива создания женской обители принадлежала Царской семье. Мать Феофания прибыла в Петербург с тремя сестрами – Варсонофией, Ермионой и Юлией. К ним по указу присоединились еще 20 монахинь из Гориц. 28 октября 1845 г. новая матушка была посвящена в сан игумении.
Русские цари и царицы уважали трудолюбивую Горицкую игумению. Император Александр I пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. Император Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, а императрица Елизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.
Маврикия Ходнева умерла 18 июля 1861 года. Она похоронена в Троицком храме с южной стороны. На ее могиле была положена черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении ее души и просили помощи у праведницы.
На начало XX века Горицкий монастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четыре храма и три скита - Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.
После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель "Колос", в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Судьба остальных монахинь также сложилась трагически: нетрудоспособные и престарелые насельницы были потоплены на барже в Белом озере, остальные - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, сосланы в лагеря в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней.
Прочее на сайте:
Исторические особенности росписи по стеклу
Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. В двад ...
Взгляды Б. В. Иогансона на живопись в условиях окружающей его
действительности
Являясь истинно советским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу. Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач. Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и, ...
Предметы искусства
Желание Дали быть признанным в обществе, которое, в сущности, было равнодушным к искусству, особенно современному, вызвало в нем его естественную склонность к привлечению к себе внимания. Именно в это время, около середины 1930-х, художни ...