Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Типологическая целостность Востока
Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между Греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой.
С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой стороны древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко на восток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и ее расположение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять.
Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай.
Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход к оседлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и появления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй. В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая структуру политической власти на Древнем Востоке. Другие исследователи говорят о Древнем Востоке, как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. А западный ученый Карл Витфогель в своей книге «Восточный деспотизм» вводит не слишком изящно звучащий термин «гидравлические (гидротехнические) общества». В своей книге Витфогель пишет о том, что примитивный человек знал регионы, испытывающие недостаток воды. Но так как он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Только после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли. Тогда человек начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества. Таким образом, Витфогель обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной культуры. Это – «культура речных долин», или «речная» цивилизация.
В ряде других западных работ, посвященных исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины как «территориальное царство», «храмовое государство», «космические империи». В этих терминах подчеркивается роль оседлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их становления.
Итак, главной особенностью большинства культур Древнего Востока является то, что основная часть их территории – это долины крупных, полноводных рек. Это заболоченная почва, т.е. те природные условия, которые совершенно не подходили для первобытной родовой общины. Так, например, рассмотрим одну из наиболее характерных форм древневосточной культуры. Это шумеро-вавилонская культура. Она сложилась в районе двух рек – Тигра. Южная часть Месопотамии (Двуречье) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотистая равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым носились целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих земель, что доказывается отсутствием исторических находок в этих местах.
Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население Двуречья не было однородным, т.к. страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык которой ученые до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих поселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в данной культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н.э. до середины III тысячелетия до н.э. возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточенную и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон, расположенный на левом берегу Евфрата.
Прочее на сайте:
История эволюции иконописи
Начиная с X века - времени принятия Русью христианства в качестве государственной религии - тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы ис ...
Помехи восприятию аргументации
Оратор, аргументируя свою точку зрения, встречается с целым рядом факторов, которые неизбежно ослабляют эффективность его аргументации. Эти факторы весьма разнообразны, и необходимо знать хотя бы самые основные и типичные, чтобы постарать ...
Научно-книговедческая парадигма в библиографии
Отечественная библиография развивалась под значительным влиянием западноевропейской культуры. Это объясняется тем, что книгопечатание в странах Западной Европы началось раньше, чем в России, а Россия имела развитые связи с культурами Евро ...