Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Скульпторы эпохи эллинизма

Статьи » Выдающиеся скульпторы Античной Греции » Скульпторы эпохи эллинизма

Страница 1

Государства диадохов существовали в Египте, в Сирии, в Малой Азии; наи­более мощным и влиятельным было египетское государство Птолемеев. Несмотря на то что страны Востока обладали своими, очень древними и очень отличными от греческих худо­жественными традициями, экспансия греческой культуры их пересиливала. В самом понятии «эллинизм» содер­жится косвенное указание на победу эллинского начала, на эллинизацию этих стран. Даже в отдаленных об­ластях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Сред­няя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искус­ства.

Помпезность и интимность — чер­ты противоположные; эллинистиче­ское искусство исполнено контра­стов — гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорическо­го и натурального. Мир стал сложнее, многообразнее эстетические запросы. Главная тенденция — отход от обоб­щенного человеческого типа к пони­манию человека как существа кон­кретного, индивидуального, а отсюда и возрастающее внимание к его пси­хологии, л интерес к событийности, и новая зоркость к национальным, возрастным, социальным и прочим приметам личности. Но так как все это выражалось на языке, унаследо­ванном от классики, не ставившей перед собой подобных задач, то в но­ваторских скульптурных произведениях эллинисти­ческой эпохи чувствуется некая неор­ганичность, они не достигают цело­стности и гармонии своих великих предтеч. Портретная голова героизированной статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повто­ряющим тип классического атлета. Драматизму многофигурной скульп­турной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репре­зентативность фигур, их позы и дви­жения слишком красивы и плавны, чтобы можно было поверить в истин­ность их переживаний. В многочис­ленных парковых и камерных скульп­турах традиции Праксителя мельчают: Эрот, «великий и властный бог», пре­вращается в шаловливого, игривого Купидона; Аполлон — в кокетливо-изнеженного Аполлино; усиление жанровости не идет им на пользу. А известным эллинистическим стату­ям старух, несущих провизию, пьяной старухи, старого рыбака с дряблым телом недостает силы образного обоб­щения; искусство осваивает эти новые для него типы внешне, не проникая в глубину,— ведь классическое насле­дие не давало к ним ключа.

Все сказанное никак не означает, что эпоха эллинизма не оставила великих скульпторов и их памятников искусства. Более того, она создала произведения, которые, в нашем представлении, синтезируют высшие достижения античной пластики, являются ее недо­сягаемыми образцами — Афродита Мелосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Эти прослав­ленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Их авторы, о которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле класси­ческой традиции, развивая ее поисти­не творчески.

Среди скульпторов данной эпохи можно отметить имена следующих: Аполлоний, Тавриск («Фарнезский бык»), Атенодор, Полидор, Агесандр («Афродита Мелосская», «Лаокоон»).

Новоаттические мастера в сущности были только копировальщиками. Так, например, Антиох Афинский в своей статуе Афины воспроизвел Афину парфинос Фидия. Новоаттическая школа очень охотно украшала рельефами большие мраморные вазы. Из мастеров этой отрасли известны: Сальпион, Сосибий, Понтий.

Нравы и формы жизни, а также формы религии стали смешиваться в эпоху эллинизма, но дружба не воцарилась и мир не на­стал, раздоры и войны не прекраща­лись. Войны Пергама с галлами — только один из эпизодов. Когда на­конец победа над галлами была одер­жана окончательно, в честь ее и был воздвигнут алтарь Зевса, законченный постройкой в 180 году до н. э.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Просвещение
В Византии сохранялись традиции античной образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование получали в частных школах грамматистов обычно в продолжении 2-3 лет. До 7 в. у ...

Традиционное жилище чукчей
Селения приморских чукчей состояли обычно из 2-20 яранг, разбросанных на некотором отдалении друг от друга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Кругл ...

Древние наскальные изображения Приамурья
Писаницы Нижнего Амура Окладников делит по стилю и содержанию на две хронологические группы: архаическую, древнейшую; более позднюю, мохескую. Основная масса рисунков принадлежит к первой группе архаической, в полной мере первобытной. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru