Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Грабарь-живописец
Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907; обе в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста.
В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938; обе в Государственном историческом музее).
Активно выступая в качестве художественного критика в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др., он приветствует новаторские искания.
Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Эта поездка пробудила в нем страсть к русскому искусству, которая стала основой всей его жизни. Путешествия по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви, мельницы, избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в желании осмыслить и издать собранный материал. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».
Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича. Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства».
Первый вариант программы «Истории русского искусства» был готов в январе 1907. Все издание должно было состоять из 12 томов (3000 иллюстраций); архитектуру предполагалось выделить в особые тома. В 1909-16 годы было выпущено 5 томов, причем Грабарь был не только редактором, но и автором важнейших разделов.
Параллельно с «Историей русского искусства» Грабарь предпринимает издание новой серии монографий «Русские города — рассадники искусства». В план были включены богатые архитектурными и художественными ценностями провинциальные города: Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Старица, Торжок, Рязань, Вятка, Пермь, Полоцк и др. Осуществить удалось только один выпуск.
В мае 1915 во время немецких погромов было разгромлено издательство Кнебеля, австрийского подданного. Тысячи хранившихся там редчайших негативов, в том числе и для серии «Русские города», были уничтожены разъяренной толпой. Продолжать издание было уже невозможно.
С 1906 совместно с Кнебелем Грабарь осуществляет уникальную для того времени серию монографий о крупнейших мастерах современного русского искусства. Сам пишет книги о И. И. Левитане (в соавторстве с С. Глаголем, 1913) и о В. А. Серове (1914).
Работа в Третьяковской галерее (1913-25)
В 1913 за монографию о художнике Серове Грабарь был избран действительным членом Академии художеств, а вскоре назначен попечителем Третьяковской галереи, затем ее директором. Он с энтузиазмом берется за новое дело: выпускает первый научный каталог собрания галереи, занимается изменением экспозиции картин в залах. Однако реэкспозиция вызвала негативную реакцию официальной критики.
В 1925 Грабарь отказывается от директорства и сосредотачивается на преподавательской деятельности в МГУ, где в течение десяти лет читает курс «Теории и практической реставрации памятников искусства и старины».
Прочее на сайте:
Влияние художника на мастеров 20 века
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, до ...
Традиции Востока и Запада
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только ...
Готический стиль во Франции
Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV века — поздняя готика, иногда называемая «лучистой», ...