Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Греческая улица в Одессе
На одной из круч, нависших над морем, на рубеже XVIII-XIX веков был построен комплекс зданий под названием «Карантин», по-французски «сорок один»,так как именно столько требовалось времени, чтобы распознать, больны ли люди, прибывшие в Одессу морем и поселенные изолированно от горожан, какой-нибудь хворью, могущей вызвать эпидемию в городе. К 1845 году, за почти полувековую историю существования, Карантин Одессы был признан лучшим в Европе и сыграл свою кордонную роль в сокращении числа страшных эпидемий чумы и холеры, которые поражали Одессу.
От Карантинного мола по глубокой Карантинной балке пролегла Карантинная улица, над которой перебросили несколько мостов, соединивших их исторический центр города с его прибрежной частью, отсеченной оврагом. Самым интересным по техническому решению был пятиарочный Строгановский мост, завершенный в 1863 году усилиями архитектора Ф.В.Гонсиоровского. Мост назвали в честь новороссийского губернатора А.Г.Строганова, отмечавшего в том году 50-летие своей службы на благо Отечеству и Одессе. Имевший в длину 110 метров, Строгановский мост висел над Карантинным и Польским спусками и состоял, по сути, из двух мостов, стык которых спрятали под земляной насыпью и мостовой. Его низкая каменная ограда побуждала к суициду отчаявшихся одесситов, и по требованию властей она была заменена ажурной чугунной решеткой, сохранившейся и поныне, в то время как остальные детали моста были заменены потом железобетонными конструкциями. Строгановский мост еще знаменит и тем, что в 1910 году по нему прошел первый и Одессе трамвай, пущенный бельгийцами. Это видел и описал живший во флигеле двора дома № 12 на Греческой улице писатель Юрий Олеша. Строгановский мост — это часть Греческой улицы, и потому рассказа о нем — начало рассказа о ней.
Раньше улицы городов назывались по именам владельцев домом, названиям храмов и монастырей, по профессии или национальности людей, кучно селившихся уличными рядами.
Разумеется, на Греческой улице, рождавшейся вместе с Одессой, жили в первую очередь греческие поселенцы. Уже в первые годы существования Одессы сюда двинулись разноплеменные потоки людей (и среди них — греки), бегущих от всякой неволи — крепостной, национальной, религиозной. Их не пугала необжитость края, его засушливость и пустынность. Отчаявшиеся и нищие разноязычные народы шли сюда, в Причерноморье, чтобы ощутить себя свободными, возделывать землю, торговать и во что бы то ни стало встать на ноги – разбогатеть. Среди приезжих, пустивших корни в Одессе, были работники и авантюристы, люди точного расчета и фантазеры, оседлые и бродяги по призванию. Кого только ни приняла юная Одесса!
Со временем образовался мощный пласт российской военной и чиновничьей бюрократии, оппозицией к которой стала одесская интеллигенция, пополняемая ссылаемыми в Одессу за вольномыслие столичными дворянами и проезжавшими через нее знаменитыми людьми из всего путешествующего мира.
Культура Одессы двести лет строилась на особой, интернациональной, основе: русские, украинцы, греки, евреи, немцы, болгары, албанцы (арнауты), поляки, итальянцы, французы. Они сложили Одессу, и она любила каждый народ, ее составляющий.
Греки освобождались от ряда обязательных налогов; получали кредиты; закрепляли за собой выгодные по расположению земельные наделы; пользовались ссудой на строительство каменных домов; могли содержать и обучать за государственный счет определенное количество своих детей.
Разбогатев, греки отплатили Одессе добром за добро, и одним из первых доказательств того стала Греческая улица. Она и идущий от нее короткий Греческий (Красный) переулок всегда несли на себе отпечаток родного грекам юга Европы: маленькие прелестные дворики с мраморными колоннами; легкие балконы-галереи из дерева; увитые плющом и виноградом веранды; прилюдные семейные споры и жестикуляция собеседников; политические дискуссии; чашки с дымящимся густым кофе в руках; запах жареного мяса; всплески смеха и музыки.
Пряные ароматы апельсинов и специй волнами наплывали на соседние, улицы. Крепкий дух знаменитых греческих вин поднимался из многочисленных погребков.
В Красном переулке еще существуют два-три небольших дома из канувших в Лету времен. Но сама Греческая улица была отстроена известными архитекторами — по заказу тех, кто жил здесь, или получал доход от сдачи дома внаем, или сам снимал квартиру.
Самые красивые здания возникли на пересечении Греческой и Пушкинской (бывшей Итальянской) улиц. До сих пор памятником архитектуры является здание, построенное в 1856-1858 годах по проекту архитектора Л.Ц. Оттона, где с 1920 г. расположились коллекции Музея западного и восточного искусства. Барокко, ампир, рококо обогатили своими элементами оба фасада этого углового здания — дворца, построенного для богатого Абазы. Изумительно чугунное литье балконов и парадного входа; чудом строительного искусства и поныне считается висячая парадная лестница из каррарского мрамора; интерьеры 23-х залов поражают богатым лепным декором, ценными паркетами, бронзовыми деталями убранства резных дверей. В 1947 г. в музее был открыт отдел античного искусства. Именно здесь дети послевоенной Одессы впервые увидели 70 гипсовых слепков с произведений скульпторов Древней Греции и Рима (с VI в. до н. э. по III в. н. э.). А напротив архитектор Ю. Дмитренко в 1906 г. построил монументальное здание для Учетного банка.
Прочее на сайте:
Возникновение письменности: пиктография
Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.
У многих народов мира есть мифы о первоначалах, по ...
Историческая живопись
Правда, в исторической живописи происходили некоторые перемены. Они заключались в том, что все больший вес приобретала национальная тематика. Один из самых известных исторических живописцев начала столетия Андрей Иванов — отец великого Ал ...
Тема Джульетты
Джульетта – самый развернутый и сложный образ балета, данный в непрерывном развитии. При всей абсолютной танцевальности, он ближе оперным героиням по психологической сложности и разработанности характера, показу мельчайших движений души. ...