Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
История развития детского чтения в России
Идеи Н. И. Новикова о детском чтении противостояли консервативно-сословным представлениям XVIII века, призывающим ограничить круг чтения молодых людей и воспрепятствовать проникновению грамотности в широкие массы русского народа. Разработанные Н. И. Новиковым основы руководства детским чтением были взяты на вооружение прогрессивными педагогами и библиотекарями России в XIX веке [8, с.26].
В XIX веке чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, — единственное средство массовой коммуникации в то время — старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства. На страницах русских педагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад» (1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение» (1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека [19, с.78].
В трудах писателей, критиков, педагогов XIX века находится множество идей, суждений по вопросам детского чтения, которые сыграли большую роль в формировании специалистов по библиотечной работе с подрастающим поколением. Непреходящее значение имеют идеи революционных демократов. Они заложили основы педагогики детского чтения как относительно самостоятельной области педагогического значения.
Создание демократической теории детского чтения как относительно самостоятельной области чтения связано с деятельностью В. Г. Белинского. Он считал литературу действенным средством образования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии «О детских книгах» (1840г.) критик писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон [8, с.38]. В. Г. Белинский отмечал, непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.
В. Г. Белинского не удовлетворяло состояние детского чтения в России в XIX веке, поэтому он, изучив и обобщив реакционно-дидактические сочинения отечественных писателей: А. Зонтаг, В. Бурьянова, П. Фурмана, Б. Фёдорова, резко критикует их [8, с.38].
В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей, звучат и сегодня очень актуально:
· возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
· научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
· способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;
Прочее на сайте:
Школа Куинджи
После реформы Академии художеств 1893 года Куинджи совместно с Шишкиным получил предложение возглавить мастерскую пейзажа.
В отличие от других профессоров Академии он не был "мэтром", снисходительно относящимся к ученикам. Ему ...
Данте Алигьери
Противоречивость Данте бросается в глаза всякому непредвзятому читателю. Но при этом Данте меньше всего похож на какого-то двойственного, растерянного человека, поэта, мечущегося между двумя берегами – двумя идеалами. Напротив, чем больше ...
Влияние концепции Л. Уайта на дальнейшие культурологические
исследования
Одним из продолжателей культурных теорий Л. Уайта был У. Уорнер. теория символизма (У.Л. Уорнера) – социологическая теория, синтезирующая и творчески перерабатывающая идеи французской социологической школы (Дюркгейм), символического интер ...