Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении

Статьи » Детское чтение, как педагогическая проблема » Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении

Страница 3

В трудах В. И. Водовозова содержатся рекомендации по работе с иллюстрациями, не потерявшие своей ценности и сегодня. Он утверждал, что иллюстрации могут быть полезны в тех случаях, если они «дополняют детские наблюдения», «оживляют в воспоминании уже прежде виденные предметы», «дают особую группировку, особое положение, какого ребёнку не случалось наблюдать в действительности», «изображают не виденные ребёнком предметы, но понятные после предварительных наглядных объяснений». Педагог советовал, возбудив любознательность ребёнка иллюстрациями, давать затем читать книгу.

Плодотворная разработка вопросов детского чтения связана с именем прогрессивного педагога Н. А. Корфа (1834 – 1883). Единомышленник и последователь К. Д. Ушинского, он творчески использовал книгу К. Д. Ушинского «Родное слово». Сам составил книгу для чтения «Наш друг» (1871), которая была предназначена учащимся земских народных школ. Книга, адресованная в основном крестьянским детям, давала им достоверные знания об окружающем мире. Книга включала произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, и др [19, с.50].

В период 70-х – 80-х годов XIX века развитие педагогической мысли в области детского чтения связано с деятельностью талантливого учителя-словесника В. П. Острогорского (1840 – 1902). В предисловии к своей книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» он писал о «громадной пользе, какую приносит детям чтение художественных произведений лучших писателей родной литературы для эстетического и нравственного развития детей, для образования и знакомства с жизнью вообще» [19, с.50].

Как и его предшественники, В. П. Острогорский отмечал наиболее доступные для восприятия младшими школьниками произведения фольклора разных народов: «Вечно юные произведения наиболее даровитых народов древности, как индийцы, персы, греки, отчасти римляне, задушевная поэзия Франции (Роланд), простодушная сказка германца (Гримм) и угрюмого на вид, но тонко чувствующего финна, сказка и былина национальная русская». На таком литературном материале предлагал педагог начинать этико-эстетическое развитие младших школьников.

В. П. Острогорский утверждал, что с раннего детства в круг чтения должна входить национальная литература, целесообразно знакомить детей с биографиями И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.

Педагогическая общественность того времени высоко ценила заслуги В. П. Острогорского, считала его новатором в интерпретации художественной литературы как воспитательно-образовательного процесса.

В. П. Острогорскому принадлежит исключительная роль в разработке проблем эстетического воспитания младших школьников как читателей. Он обосновал теорию и методику литературно-творческого развития юных читателей, ввёл такие понятия, как «искусство читать», «формировать речевую культуру», «осмысливать текст».

Значительную роль в развитии желания к чтению у учащихся В. П. Острогорский отводил школьной библиотеке. Выдающийся деятель XIX века советовал создавать библиотеки с помощью учеников, привлекать их к работе в качестве библиотекарей. «Пусть эта должность библиотекаря будет между учащимися почётной и желаемой, – писал В. П. Острогорский. – Пусть и сами ученики приучаются уважать книгу как серьёзную, полезную для них самих» [19, с. 51 – 52].

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Особенности изучения культуры и модель будущего А. Маслоу
А.Маслоу анализировал такие менее исследованные культурные феномены, как творчество, любовь, игра, чувство юмора, искренность, обаятельность, высшие ценности бытия и экстатические состояния в форме высших переживаний. Явления сознания, с ...

Принципы художественного творчества в традиционных культурах Китая и Японии
Ансамблевость – творчество не обладает идентичным характером. Стихосложение – рэнга - поэты собираются на встречи, у них нет общего плана. Один произносит три строчки (зима, снег) фиксирующие статическое состояние. Следующий должен опират ...

Государево посадское строительство в старых городах
На судьбу старых городов Руси повлиял опыт организационного строительства городов на новых землях; в них основе тех же принципов осуществлялось землеустройство слобод и частично проводился передел старых земель и дворовладений, реконструи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru