Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Семья и её роль в развитии детского чтения
Итак, сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, по утверждению С. А. Денисовой, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье [5, с.32]. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке [24, с.38 –40].
Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и другие.
Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.
Как отмечает М. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.
И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, что с ребёнком просто нужно больше говорить.
По утверждению Л. В. Чернышевой, современные школьники сегодня не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Л. В. Чернышева отмечает, что сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.
Несмотря на то, что в XXI веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо.
Семья – главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге.
По мнению С. А. Денисовой, развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самих родителей. Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению автора, надо совместно. В ее решении в первую очередь должна принять участие школьная библиотека, которая пока еще мало связана с родителями. Говоря о чтении детей, С. А. Денисова отмечает, что школьное изучение литературы отбивает у учеников охоту читать. Родителям, по мнению С. А. Денисовой, следует активнее использовать свое право влиять на выбор школьных учебников для детей.
Таким образом, подведя итог по всей данной работе, следует сказать о том, что детское чтение в России в XVIII – XIX века не стремительно, но все, же развивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII – XIX веков и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения.
Прочее на сайте:
Массовая культура: значение, направления, основные черты
Часто массовая культура определяется как псевдокультура, как кич, который не обладает никаким положительным мировоззренческим, воспитательным, художественным или эстетическим содержанием. Отечественные учёные-культурологи обозначают массо ...
Адаптивный тип цивилизации
Социокультурный комплекс адаптивного типа характерен для вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций.
Классическим образцом такого типа сч ...
Зрелый этап развития готического искусства
Франция. Особенно богато скульптурное убранство в Реймсском соборе 1 — одном из замечательных созданий высокой готики, классическом образце синтеза архитектуры и скульптуры той эпохи. Внутреннее пространство Реймсского собора характерно д ...