Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Дизайн и искусство

Статьи » Дизайн » Дизайн и искусство

Страница 7

В период, когда обтекаемый стиль становится массовой модой, потребительская элита обязательно должна проявить свою "самость", свой статус "не как у всех", сам факт распространения прежнего обязательного для нее эталона на массовое потребление подготавливает потребительскую элиту к восприятию нового эталона, чуждого массовой моде. Тогда на сцену дизайна выступает "Браун-стиль", как мы уже видели, появившийся "случайно": дизайнеры фирмы проектировали свою продукцию для "скромного потребителя", создали его обобщенный образ, но "Браун-стиль" был воспринят именно потребительской элитой, создающей на его основе сцену скромного стиля. Дизайнерское решение оказалось в известной степени самообманом, однако несомненно, что дизайнеры "Браун", ошибаясь в определении источника "стиля", не ошиблись в его характеристике. Распространению "Браун-стиля" в качестве эталона в системе элитарного потребления способствовало прежде всего то, что отнюдь не воображаемый "скромный", а действительный элитарный потребитель был уже подготовлен к восприятию определенной стилистической целостности, обладающей потребительской ценностью по сравнению с обтекаемым стилем, девальвированным в глазах потребительской элиты его массификацией. Точно так же осуществляется переход на новый стилистический горизонт: массовый потребитель воспринимает "Браун-стиль" как "свой", он превращается в норму, и элитарное потребление готово к принятию новой стилевой целостности, уже вырабатываемой в элитарном дизайне. Соответственно, временным эталоном элитарного уровня потребления дополнительной потребительской ценности становится ("необарокко"), наиболее ярко представленный французским журналом "Art et decoration". Это "необарокко" представляет определенный интерес: ультрасовременные предметы быта строятся как театральная декорация и без специалиста декоратора существовать не могут в сложном сочетании с действительными предметами старины, экзотическими изделиями (народное искусство также выступает как экзотика).

Обязательность принципа "как у всех" внутри потребительской элиты привела к тому, что, казалось бы, неисчерпаемые возможности сочетаний разнородных предметов относительно быстро выродились в ограниченный набор стандартных решений. Как только "необарочная" сцена-интерьер перестает быть уникальным продуктом одного художника-декоратора, превращается в набор стандартов, которые может реализовать рядовой декоратор, возникает возможность перехода этого "стиля" в уровень массового активного потребления. Когда жилища представителей потребительской элиты превратились в своеобразные лавки древностей, построенные как откровенная театральная декорация, массовый активный потребитель устремился на чердаки и распродажи в поисках "антипредметов" по отношению к обязательному до этого момента "Браун-стилю". Бронзовая кадильница (подлинная или поддельная) на стеклянной столешнице становится постепенно стандартом, а потребительская элита для соблюдения жизненно необходимого принципа "не как у всех" уже готова к восприятию нового "стиля". Спецификой элитарного дизайна, в этом плане обгоняющего, естественно, стандарт, предъявляемый массовому потребителю обобщенным образом ДОМА, создаваемым массовым искусством, является то, что он сознательно или интуитивно уже вырабатывает "антистиль" в момент наивысшего распространения очередного "стиля" в слое потребительской элиты. Так, в настоящее время элитарный дизайн (на этот раз прежде всего дизайнеры, не только итальянские, объединенные вокруг журнала "Domus" в рамках программы Джио Понти) уже выработал сложно сценический "пространственный стиль", где театрализация жизни осуществляется за счет принципиально новых пластических средств создания единой пространственной системы. Регулярность перехода от "антистиля", выработанного для потребительской элиты к "стилю" для массового потребления и, следовательно, к новому "антистилю" для потребительской элиты такова, что уже без особого риска можно предсказывать будущий стандарт "массового потребления", ориентируясь на актуальный характер "антистиля".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочее на сайте:

Живопись
В истории русской культуры начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается символизмом. "Мир искусства" - это организация, возникшая в 1 ...

Ритуальный комплекс
В непосредственной близости от погребения №29, на стыке кв. Е-1, Е-2, Ж-1, Ж-2 был выявлен ритуальный комплекс. Комплекс представлял собой небольшое углубление подпрямоугольной формы, оформленное по краям грубообработанными камнями мелких ...

Анализ культуры и семантики языка
Во введении к книге Vocabularies of Public Life известный социолог культуры Роберт Уатноу отмечает: «В нашем столетии, возможно более, чем в какое-либо другое время, анализ культуры лежит в сердцевине наук о человеке». Важной характерной ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru