Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Ханты-мансийское традиционное жилище
Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).
Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.
Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М., 1895: 43].
Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основания составлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей, оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.
В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всех народов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности.
Строгой ориентации по странам света у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройки кругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].
Прочее на сайте:
Архетипы русской культуры
Проблема выделения архетипов культуры весьма непроста. Действительно, на сегодня трудно говорить о каких-либо четких критериях, по которым можно отличить один архетип от другого. И все-таки, применительно к русской культуре такие архетипы ...
Диффузионистское направление
Общая характеристика. Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении ку ...
Редкости Дарвинского заповедника
Весной 1941 г. были закончены основные работы по сооружению судоходного гидроузла и гидроэлектростанции на Волге у г. Рыбинска. Две плотины перекрыли воды Волги и двух ее крупных притоков - Мологи и Шексны. Началось затопление низменного ...