Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Экос северо-востока Сибири

Статьи » Дом как архитектурная модель мира традиционных культур » Экос северо-востока Сибири

Страница 1

Территория северо-востока Сибири обладает разнообразными природными условиями. Местом обитания племен северо-восточных палеоазиатов являются Чукотская и Камчатская области. В Чукотском округе проживают чукчи - самый крупный народ в этой группе.

Отметим некоторые общие черты, присущие всей или почти всей территории. Нужно сказать, что, несмотря на относительно южное положение значительной части округов, климат его несравненно суровее климата Кольского полуострова, целиком лежащего за полярным кругом.

Климат отличается низкими, не только зимними, но и летними температурами, что обусловлено влиянием морей, особенно Чукотского и Охотского морей, обильных льдом в течение всего лета.

Северная часть Чукотского округа, охватывающая водоразделы и северный склон Анадырского хребта, протянувшегося от мыса Шелагского к заливу Креста, а также гористый Чукотский полуостров и прибрежные районы до мыса Медвежий (у Колымской губы) целиком к зоне тундры. Климат этой части отличается сыростью, туманами и очень низкими температурами. В другой обширной части округа - в бассейне крупнейшей его реки Анадыря - климат по мере удаления от Берингова моря на запад, становится все более континентальным [Левин Н.Г., 1956: 897].

В растительности бассейна Анадыря преобладают заросли кустарников (кедровый стланик, ольха). В горах распространены каменисто-лишайниковые тундры, а в долинах - луга и заболоченные пространства. По речным долинам, за исключением среднего и нижнего течения Анадыря, встречается даже лиственные леса (тополь, береза).

Хвойные леса (лиственница) встречаются и в верховьях Анадыря и по реке Майну. Таким образом, условно можно считать, что описываемая область принадлежит к зоне лесотундры, за исключением районов, расположенных к северу от Анадырского лимана, где находятся только тундры.

Территория к западу от хребта Гыдан и Анадырского плато - горные области в бассейне правых притоков Колымы (Оломона, Большого и Малого Анюя) - отличается еще большей континентальностью климата и относится преимущественно к лесотундре и к горнотаежной полосе лесной зоны [Левин Н.Г., 1956: 898]. Обитая в столь суровых условиях, чукчи постоянно преодолевали трудности и приспособлялись к жестокой природе.

По своему хозяйство и образу жизни чукчи делились на две группы: оленеводов и приморских охотников на мирского зверя. Приморские чукчи называли ан´калын - "морской житель", "помор". Тундровые чукчи-оленеводы - чавчу. Кроме того, как приморские, так и оленные чукчи называют себя лыгъораветлян, что означает "настоящий человек" [Левин Н.Г., 1956: 898]. Обе эти группы были связаны отношениями взаимообмена натуральными продуктами.

Продукция морского зверобойного промысла для приморских чукчей имела громадное значение. Она же шла на корм ездовым собакам. Шкуры нерпы использовались для пошива летней одежды и обуви. Шкуры моржей употреблялись при устройстве яранги (летняя покрышка, подстилка на полу) на обтяжку байдар. Из шкур лахтака делали подошвы и ремни для хозяйственных и промысловых нужд. Моржовый клык шёл на мелкие поделки, кости кита - на полозья для нарт [Головнев А.И., 1999: 35]. Оленное мясо составляло основной рацион кочевых чукчей, а так же основным продуктом обмена с поморами. На продукты оленеводства кочевники выменивали у приморского населения жир морских животных для отопления, освещения и питания, ремни, летнюю одежду и обувь изь шкур тюленей.

Чукотское оленеводство, по сравнению с оленеводством других народов Сибири, являлось одним из самых крупных как по своему общему поголовью, так и по размерам отдельных стад. Вместе с тем, оно было наиболее архаичным оленеводством на всем азиатском Севере. Выпас оленей производился только силами пастухов. Оленегонных лаек чукчи, как и другие восточносибирские оленеводы, не знали. Пастух был вынужден, гонятся сам за каждым оленем, который отделялся от стада. Особенно трудно было удержать стадо летом, в "период гнуса", а также во время зимней пурги из-за частных нападений волков. Часть оленей гибла от хищников, остальные же в панике разбегались, и пастухам приходилось очень долго искать и собирать разбежавшееся по тундре стадо.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Философские основы танца
Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореогра ...

Малочевская выразительные средства
Атмосфера — это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями'- всего коллектива. Сам актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, спет в темнота (организованные темпо-ритмически режиссером), на ...

Положение указательного пальца
Что касается указательного пальца, его места и функций в "переменной точке опоры", то, с одной стороны, следует предостеречь учащегося от участия этого пальца в "хватательном" движении, а с другой - отметить, что точка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru