Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Древнеегипетская культура
Притягательная оригинальность культуры, отразившей своеобразие истории Древнего Египта, несла на себе печать ранних классовых отношений, зародившихся и вызревших в регионе. Изолированность географического положения долины Нила, особый климат с безжалостным солнцем летом и благодатным теплом зимой, соседство губительной пустыни, мощь объединенных усилий людей создали неповторимый образ этой культуры.
Давно отмечены традиционализм и особый консерватизм всех сторон жизни древнеегипетского общества. Египтяне ценили неизменность привычному, бережно хранили раз содеянное. Но это не означает абсолютного игнорирования нового, творческих поисков. Соединение традиционного и новаторского получило своеобразное выражение в том, что само творчество воспринималось как совершенствование образцов. Подобное восприятие творчества было благодатной почвой для высочайшего мастерства и создания всевозможных канонов.
Наиболее почитаемыми были: бог солнца Ра, центр которого находился в Гелиополе; бог-творец Птах, центром культа был Мемфис; в Фивах почитался Амон. По мере политического возвышения Фив бог Амон становился общеегипетским и принимал функции бога Ра, с которым позднее и слился, получив двойное имя Амон-Ра и почитался как создатель мира и покровитель царской власти.
Огромное количество богов и богинь, перепутанность их функциональных обязанностей приводили к необходимости упорядочить пантеон и определить отношения между богами. Наибольшей популярностью пользовались две версии, созданные жрецами Гелиополя и Мемфиса.
Гелиопольская версия утверждала, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос, из него появился бог Атум (позднее ставший Ра). Бог Атум-Ра из себя создал пару богов – Шу (воздух) и его жену Тефиут (влажность), от них родился Геб (бог земли) и Нут (богиня неба), которые были родителями Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.
По версии жрецов Мемфиса, прародителем и изначальным божеством был Птах, создавший при помощи слова мир богов и людей. Боги в дальнейшем группировались в семьи, состоящие из бога-отца, бога-матери, бога-сына: Осирис – Исида – Гор; Птах – Сохмет – Нефертум; Амон – Мут – Хонсу и т.д.
Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс (лев с человеческой головой), имеющий портретное сходство с фараоном. Власть фараона была абсолютной и всеобъемлющей, все его распоряжения принимали характер безусловного повеления. Фараон-бог имел свой культ: храмы, штат жрецов, особые жертвоприношения. Царь выполнял важнейшие религиозные обряды, имел право входить в святилище бога, а жрецы действовали как бы от его имени. Распространенный священный церемониал: падение на живот перед царем. целование земли у его ног, запрет произносить имя – все это оформляло культ фараона.
Концепция обоготворения царя стала широко распространяться с Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.), с установлением III династии, основателем которой был Джоссер. Это был период укрепления общеегипетского культа. Уже при фараонах I–II династий царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но и те, и другие представляли один и тот же вид мастабы. Теперь же, чтобы подчеркнуть прямую причастность фараона богу, его погребение получает принципиально иное решение – воздвигается пирамида. Первым был фараон Джоссер. Архитектор Имхотеп, который был обожествлен как сын бога Птаха, стал увеличивать надземную массу не по горизонтали, а по вертикали: усыпальница стала расти вверх. При пирамиде были построены заупокойный храм и маленькие храмы, где жрецы совершали церемонии в честь бога-человека – фараона. Номархи возводили свои усыпальницы рядом с пирамидой, но меньших размеров, архитектурно выражая свою преданность и подчиненность владыке. Наиболее величественные пирамиды были воздвигнуты фараонами IV династии: Хуфу (Хеопс по-гречески), Хафра, Менкаур.
Фараоны V династии ухе не воздвигали столь мощных, монументальных пирамид. Функция гробницы переносится на храм, теперь он символизирует мощь царской власти. Росписи храмов этой поры часто содержат сюжет: богиня кормит грудью фараона. Именно в это время возникают так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых был обелиск – символ солнца, перед ним воздвигался огромный жертвенник. Концепция божественности фараона отныне обосновывается не гигантскими сооружениями погребального культа, а новыми, идеологическими средствами: идеей прямого происхождения фараона от верховного бога Ра, который объявлялся отцом царствующего фараона. Папирус Весткор содержит сказание о фараоне ГУ династии Хуфу. Здесь говорится, что жена одного из жрецов зачала от бога Ра и родила трех сыновей, основателей новой династии. Яркое свидетельство религиозной санкции смены династий. Эта традиция сохранялась и развивалась долго, и еще в эпоху Среднего царства (XI–XVIII вв. до н.э.) фараоны XII династии именовались «сын Ра от плоти его». Свое божественное происхождение фараоны стремились подчеркнуть и внешним видом: на голову царственного ребенка надевался специальный обруч, который деформировал голову, заставляя череп принимать удлиненную форм.
Прочее на сайте:
Древнегреческий эпос
Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. П ...
Конец Палеолитического времени
Явление коллективного захоронения женщин и детей повторяется и в пещере Офнет (Бавария), где в слое, относящемся к азильскому времени, был обнаружен исключительно любопытный случай коллективного погребения. Здесь были встречены два боль ...
Святилище Аполлона
Известна надпись на колонне белого мрамора, высота – полметра, диаметр – 0,28 м, служившей, возможно пъедесталом, для не дошедшей до нас статуи Аполлона в Малой Азии. Святилище Аполлона Лермена в Малой Азии, в районе, образованном треуго ...