Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Древнегреческая культура
Дается картина мира по вертикали: Небо – Земля, Аид – Тартар. В поэзии есть описание битвы богов и титанов, ряд эпизодов, получивших всемирное значение: миф о Прометее, образы муз, деяния культурных героев и т.п.
В период архаики происходит расцвет лирики. Лирика делится на хоровую, выразившую групповое сознание (гимны, дифирамбы), и сольную, выразившую самоощущение личности, личностный взгляд на мир, индивидуальное самочувствие. Среди поэтов первого рода следует назвать Алкея, Сафо. Архилоха. Анакреона.
К концу VI в. до н.э. интерес к лирике падает. На первый план выходит драматургия – новый шаг в познании человека. Драма наиболее конфликтна и развивается по мере осознания противоречивости бытия человека в обществе.
Театр в Греции вырастает из праздников великих Дионисий, которые происходили два раза в год: весной и осенью. А у самых истоков театра лежат тотемические обряды, ибо в первобытной культуре магический образ строился как имитация охотничьего действия и предполагал способность перевоплощения. Великие Дионисии связаны с культом Диониса. Разыгрывались события из жизни Диониса: сначала миф о том, как он был разорван титанами. При этом Диониса символизировал козел, его разрывали на части и оплакивали. В шествии принимал участие хор и корифей – предводитель хора. Хор исполнял дифирамбы, и между хором и корифеем происходила перекличка. А затем Дионис чудесно воскресал, и шествие в честь этого символизировало мотивы плодородия, воскресения природы.
Расцвет театра в Греции связан с развитием демократии. ибо театр рассматривался как средство воспитания, средство воздействия на духовный мир человека. Организация театрального спектакля считалась почетным делом, а посещение театра было гражданской обязанностью, а неимущие получали на это деньги.
Греческая драматургия знает трех великих создателей трагедий: Эсхил (525–456 до н.э.), Софокл (496–406 до н.э.) и Еврипид (480–406 до н.э.). У Эсхила чаще всего действуют боги и герои мифологии. Единственная дошедшая до нас целостная трилогия Эсхила – это «Ористея». В «Прометее прикованном» он творчески перерабатывает миф о культурном герое, великом титане – богоборце. Время Эсхила – это время утверждения афинской демократии, период гармонии человека и мира.
У Софокла чаше всего действует реальный человек своего времени, но человек идеальный, целостный, лишенный внутренних противоречий, борьбы страстей. Софокл уже ставит проблему автономности личности, замечает противоречия между личностью и властью («Антигона»), вводит тему рока и ответственности личности в трагедии «Эдип-царь».
Еврипид открыл внутреннюю противоречивость человека, у него уже не судьба, не вмешательство богов, а борьба страстей и мотивов движут человеком. Внешний конфликт превращается во внутренний. В этом плане характерны трагедии «Медея» и «Ипполит увенчанный». Трагичность бытия человека, драматические противоречия между личностью и социальным устройством, гуманизм, мотив творчества, глубина проникновения в человеческий характер определяют особое место Еврипида в развитии театра и драматургии.
Наряду с трагедией получает развитие старая античная комедия, связанная с именем Аристофана (450–388 до н.э.). Основные темы его творчества: демократия, ее внутренние противоречия («Всадники»); социальное равенство («Женщины в народном собрании''), война и мир («Лисистрата», «Мир»), литературная и философская сатира («Облака», «Лягушки»). Искусство в понимании Аристофана должно активно вмешиваться в жизнь, способствовать утверждению идеалов, выполнять свою социально-организующую функцию. Такой пафос был обусловлен начавшимся кризисом полисного устройства, постепенным переходом к ином}' типу культуры, началом эллинистического периода.
Прочее на сайте:
Религия в системе духовной культуры
Роль религии в истории человечества, в целом весьма значительная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два вектора влияния религии на общественное развитие: религия в качестве стабилизирующего фактора и религия как фактор перем ...
Правовая природа муниципального унитарного предприятия
Во многих странах с развитой рыночной экономикой достаточно высок удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны. Это относится к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, в ...
Культура как общечеловеческое достояние
Первое, что приходит на ум при попытке толкования слова «культура», — ее понимание как совокупности достижений общества в результате материального духовного развития. Однако культура — это не только результат, но и сам процесс сознательно ...