Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Скульптура

Статьи » Древнегреческая культура » Скульптура

Страница 1

На уровне наглядных представлений античная культура ассоциируется у нас, прежде всего со скульптурными образами. Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский, Лаокоон с сыновьями или Дорифор давно стали знаками Античности как таковой. Они представляют ее в не меньшей, а на уровне массового сознания и в большей степени, чем гомеровские поэмы, философские произведения Платона и Аристотеля или трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. В скульптуре греческий дух воплотился так же значимо, как и в эпосе. Так же как и эпос, скульптура представляет собой своеобразное греческое явление. Нечто подобное Афродите, Аполлону, Лаокоону или Дорифору могло состояться только на греческой и никакой другой почве. О древнегреческой скульптуре сказано много убедительных слов от Винкелькмана и Гегеля до О.Шпенглера и А.Ф.Лосева. В скульптуре каждый из них видел самое существо древнегреческой культуры. Более того, исследователи находили скульптурность или статуарность в полисе и эпосе, превращая ее в сквозную и всеобъемлющую характеристику, способную едва ли не все объяснить в греческой культуре. Каким бы преувеличением подобная универсализация скульптурности не была и, к каким бы деформациям в восприятии греческой культуры не вела, очевидно, что для преувеличений и деформаций существовали свои основания. К ним толкала действительно совершенно особая роль скульптуры в культуре Древней Греции.

Греческая скульптура к тому времени очень резко отличалась от скульптурных изображений, принадлежащих Древнему Востоку, спутать ее с ними невозможно даже самому неискушенному взгляду, настолько различия здесь огромны. Древнеегипетская пластика носит культовый характер. Она связана с культом фараона и древнеегипетских богов или имеет отношение к заупокойному культу.

Взять, например колоссы египетского фараона Рамсеса II,нас поразят их чудовищные размеры. Но они созданы не для того, чтобы любоваться ими. Их величие и огромность как бы говорят: ”Знай свое место, оно мало и ничтожно, что его как бы и нет”.

От Древнего Египта до нас дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей. Однако характеризовать их в качестве прекрасных тел как-то не поворачивается язык. Они безобразны? Нет. Они не воспринимаются в своей человеческой телесности не только потому, что тела пластически недостаточно проработаны и схематичны, но и потому, например, среди этих человеческих тел нередко можно встретить увенчанные головами шакала, кошки, ибиса, крокодила, сокола и т.д. Это точно такие же тела, как и те, у которых на плечах человеческие головы. Головы здесь вполне взаимозаменяемы. Но попробуем мысленно приставить к туловищу поликлетовского «Дорифора» голову шакала, а Афродиту Милосскую представить с кошачьей головой. Получится абсурд и, хуже того, -нечто противоестественное и отвратительное. И еще хочется подчеркнуть, что в древнеегипетской пластике чаще всего изображали богов-фараонов и рабов. В древнегреческой скульптуре классической эпохи не найдешь изображений божественных царей, ни тем более рабов. Правда, названия скульптур как будто указывают на противоположное. Среди них сплошь и рядом встречаются Зевс, Аполлон, Гермес и т.д. Но также есть скульптуры, которые никакого отношения к богам не имеют-это Дорифор (копьеносец), Дискобол, Возничий, Перикл и т.д. Вопрос о том, чем по существу скульптуры, изображающие людей, отличаются от изображений богов, окажется неразрешимым. Очевидным образом древнегреческая скульптура классической эпохи внутренне однородна, и уж во всяком случае, никакой полярности различных типов скульптур в ней нет.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Византийская культура в XIII – XIV веках
Подъем византийской культуры на рубеже XIII-XIV вв. был обусловлен колоссальным духовным потенциалом и громадной национальной энергией, направленными на восстановление империи, но не как начала новой жизни, а как возврата к некогда утраче ...

Колуччо Салютати
Поднятая Петраркой идея гуманизма была подхвачена Колуччо Салютати (1331-1406 г.г.). Искусный оратор, поэт, Салютати блестяще сочетал занятия наукой и литературой с активной политической деятельностью. Высоко оценив опыт первых гуманистов ...

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления
Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, от ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru