Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнегреческие ткани, их изготовление и оформление

Статьи » Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох » Древнегреческие ткани, их изготовление и оформление

Страница 1

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их ткали ручным способом, на вертикальном станке шириною до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, но искуснейшей среди всех считалась богиня мудрости и покровительница ремесел Афина. Общеизвестен миф о том, как она победила одну из лучших ткачих Греции Арахну и в наказание за то, что гордая гречанка посмела бросить вызов богине, превратила её в паука. В Одиссее прекрасная царица Елена, супруга Менелая, прядет пурпурную шерсть, лежащую в серебряном ларце, держа в руках золотое веретено. Телемах, делая замечание своей матери Пенелопе, отсылает её заниматься «как должно, порядком хозяйства, пряжей, тканьем». Таким образом, прядение и ткачество было одним из основных занятий древнегреческой женщины, причем в обязанности жен, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт в своем «Домострое», входило и обучение рабынь прясть и ткать шерсть. Только в Спарте, согласно Платону, замужняя женщина не занималась ни прядением, ни ткачеством, т.к. эти занятия предоставлялись невольницам.

При прядении употреблялась короткая пряслица из легкого тростника. Держа её в левой руке, пряха наматывала сученую нитку на металлическое веретено. Запас хорошей расчесанной шерсти она имела под рукой, в корзинке. Вышивали, судя по рисункам на вазах, на пяльцах. При тканье на станке основа его находилась в отвесном, а не горизонтальном положении, вследствие чего ткущая женщина должна была, перебрасывая челнок, ходить от одного конца станка к другому.

Волокнистый состав греческих тканей – это шерсть и лён. Существует также предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайшие шелковые ткани, однако предположение это относится к концу IV в. до н.э. Хлопка греки не знали, впервые увидев его в Индии во время похода Александра Македонского. Они были восхищены мастерством индусов, изготовляющих ткани из «шерсти, добытой из орехов» (так они называли хлопок).

Цвета и рисунки тканей менялись с течением времени. Так, в период архаики были модны ткани со сложными, разноцветными рисунками, получавшимися или тканьем разноцветными нитями, или вышиванием по основному фону. Рисунок на тканях в этот период обычно изображал звезды, листья, цветы, реальных или фантастических животных, иногда фигуры богов и богинь, охотничьи сцены и битвы. Очевидно, эта мода сохранялась еще с гомеровских времен, т.к. в Одиссее есть эпизод, когда Елена хочет подарить Телемаху одежду для его будущей жены и подходит к сундукам, где «лежало множество пестрых, узорчатых платьев её рукоделья». Там она выбирает самое лучшее, «шитьем богатейшее, блеском как солнце яркое».

Однако в классический период ткани с рисунками были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями, украшенными по кайме орнаментом. Одежду белого цвета носили только аристократы; сельские жители и городская беднота – зеленую, серую и коричневую; а черный, темно – зеленый и серые цвета означали траур и печаль. Орнамент выполнялся с помощью вышивки, аппликации или раскраски и носил геометрический или растительный характер. Излюбленным орнаментом в классический период был меандр – ломаная или кривая линия с завитками.

Главнейшим свойством тканей, как в ранний, так и в классический периоды, была их тонкость, мягкость, благодаря которой они могли собираться в различные складки и свободно обертываться вокруг тела, т. е драпироваться. Драпировка составляла основу древнегреческого костюма, т.к, с одной стороны, предоставляла свободу движений, а с другой – прекрасно выявляла осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции – словом, все то, что в Греции являлось предметом культа.

«Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук. Окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его». Расположение и форма складок как бы перекликались с каннелюрами (желобками) дорических колонн. «Словно струящиеся, возносятся к небу колонны античных храмов, и так же ритмично ниспадают складки греческого гиматия, делающие даже толстяка выше и стройнее».

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Кристофоро Ландино
Среди членов Платоновской академии значительной была фигура Кристофоро Ландино (1424-1498), профессора поэтики и риторики Флорентийского университета, единомышленника Марсилио Фичино. В его рассуждениях заметно влияние и платоновских, и а ...

Пропилеи и храм Ники Аптерос
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоск ...

"Оливетти"
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти в 1908 году, впервые получила известность в Ломбардии и Пьемонте, когда на Туринской промышленной выставке 1911 года "М-1" была отмечена медалью. В аттестате отмечалось удобство ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru