Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Грановитая палата
С древних времен круглые башни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор, который являлся резиденцией архиепископа. Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись того времени : «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату в дворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, с новгородскими масторы».13Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. В палате заседал суд.
Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров.
Это здание — свидетель многих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост , сотских.
В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не бытии государство нам свое держати».14 В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.
В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме.
В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси. По началу постройки Новгорода были сплошь деревянными - крепость, жилые и хозяйственные постройки, церкви, мостовые и водоотводные трубы были срублены из бревен. Древние новгородцы славились как искусные плотники и даже на бой ходили с топорами. Весь город делился на пять концов-районов: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Планировка города шла от центра - Детинца. Улицы лучами расходились от него, а параллельные Волхову улицы назывались «пробойными». Все они, по сути, являлись самоуправляющимися общинами внутри концов и одновременно отдельными церковными приходами. Поэтому на каждой улице было по церкви, а часто и не по одной. Внутри города и в его окрестностях процветали десятки монастырей, в которые уходили в старости многие новгородцы. За свою многовековую историю Новгород неоднократно перестраивался, перепланировались улицы, изменялась застройка. На смену деревянным зданиям пришли каменные, первым из которых стал собор Святой Софии - Премудрости Божьей. К сожалению, далеко не все из памятников средневековой архитектуры дожили до наших дней. Город сильно пострадал и при Иване Грозном, и от оккупации шведами.
Прочее на сайте:
Свет
Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр. спектаклях свет является почти единственным ...
Положение корпуса и ног
Прежде чем приступить к постановке левой руки учащегося, следует обеспечить естественное, ненапряженное состояние всего его тела в целом. Важное значение в этой связи приобретает правильное распределение тяжести туловища, опора его па ног ...
Биоформы в промышленности
Наряду с архитектурной бионикой и в современной промышленности сравнительно недавно произошёл бум бионических форм, которые стали окружать нас начиная с бытовых приборов, медицинских инструментов и транспорта до собственных жилищ.
...