Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Джайнизм
Джайнизм – религиозное учение, оформившееся в 6-5 вв. н.э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавира "Великий герой") и "Джина" ("Победитель"). Возникнув на Северо-Востоке Индии, джайнизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.
Ядром джайнийской литературы является Сиддханта или Агама – канон шветамбаров (буквально, "одетых в белое" - одного из направлений джайнизма), составленный в конце 4 в. До н.э. и приобретший окончательную форму спустя 9 веков после времени жизни Вардхаманы – на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в 5 в. Более ортодоксальные дигамбары (буквально, "одетые в воздух") не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в хранящемся нет подлинных текстов. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения: "Пратхамануйога" (исторические предания), "Карнануйога" (космологические тексты), "Дравьянуйога" (религиозно-философские трактаты) и "Чарнануйога" (моральные и ритуальные предписания). Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв), (первого систематизатора джайнизма, в частности, его "Таттвартхадхигама-сутра".
В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворенных и неразрушимых) сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого) и адживы (не-души, вообще неживого). В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с адживой, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от кармического вещества и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства. Путь к совершенному состоянию – аскеза. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принципа ахинсы – непричинения малейшего вреда живому) – характерная особенность системы джайнизма.
Такая строгость связана с тем, что в джайнизме, хотя боги и включаются в мироздание, значение их воли для достижения абсолютного блаженства вообще отрицается, и последнее ставится в исключительную зависимость от закона кармы. В связи с этим, в отличие от последователей индуизма, джайн не может в достижении своей цели рассчитывать на снисходительную помощь богов, по своему произволу облегчающих путь тому или иному из своих поклонников, но он должен строго следовать тем условиям, которые выставляет ему неумолимая карма.
Вероучение джайнизма сводится к формуле: человеческая жизнь определяется справедливым воздаянием (карма), осуществляющимся в каждой последующей жизни, по итогу каждой предыдущей, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы каждая последующая жизнь приближала его к выходу (мокша) из мира перерождений (сансара) и достижения абсолютно приятного или по крайней мере абсолютного отсутствия неприятного.
Прочее на сайте:
Первые греческие поселения на территории Украины
Уже начиная с VIII в. греческие колонии начинают заселять побережье Черного и Азовского морей. Греки, покидавшие родные края из-за войн и междоусобиц, искали не только новые рынки сбыта для своей продукции, но и старались защитить и сохра ...
Приемы современного искусства
Гиперреализм (англ. hyperrealism) - направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм.
Художники этого направления ими ...
Возрождение
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философия, литературы, искусства, возвращения к классической “золотой латыни”.
Переход к культ ...