Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Памятники на Акрополе
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон- создатель знаменитого "Дискобола".
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие -либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Основная дорога для всех посетителей Акрополя начиналась от Пропилеи. Обрамленная каменными низкими стенами священных участков различных богов, она проходила вдоль северо-восточного угла храма Парфенона по направлению ко входу в его восточную целлу. По обеим сторонам дороги и располагались многочисленные посвятительные дары. Особенно насыщен посвящениями был район вблизи северо-восточного угла Акрополя. Американский ученый Г. Ф. Стивене сделал интересную попытку проверить свидетельства Павсания археологическими данными в этом районе.
Описание памятников Акрополя Павсаний начинает от входа в Пропилеи. “Уже у самого входа в Акрополь находится Гермес, которого называют „Пропилейским", и хариты, которые, говорят, создал Сократ, сын Софрониска, о котором Пифия свидетельствовала, что он самый мудрый из людей .” (Павсаний, I, 22, 8). К группе этих статуй следует еще присоединить и статую трехликой “Гекаты у башни”. О ней в другом месте упоминал Павсаний: “Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй: афиняне называют Гекату ,,хранительницей крепости" (Эпипиргидией); она стоит у храма „Бескрылой победы"” (Павсаний, II, 30, 2). Справа у Пропилеи, вблизи юго-западного крыла, находилась ниша, в которой, по-видимому, стояла статуя Гермеса, охранявшего центральный вход в
О харитах, создание которых приписывалось Сократу, бывшему в юности скульптором, Павсаний рассказывает подробнее в другой книге. “В Афинах перед входом в Акрополь стоят хариты, и там их тоже три, и перед ними совершают таинства, присутствовать при которых не всем дозволяется .Сократ, сын Софрониска, изваял статуи харит. Все эти хариты одинаковы - все одеты. Но позднейшие художники, не знаю почему, изменили их вид, и в мое время как в скульптуре, так и в живописи харит изображали обнаженными” (Павсаний, IX, 35, 3 и 7).
Хариты у греков чтились как богини, раздающие всевозможные милости. В одной из элегий Феокрит писал:
Что может быть людям приятно,
Если харит с нами нет?
Всегда я с харитами буду.
(Феокрит, Идиллии, XVI, 108-109)
Эти богини несли людям радость, дарили им мудрость, храбрость и красоту. Любили они присутствовать на веселых пирах богов; без харит сами боги не начинают ни танцев, ни пира. Поэтому был обычай первую чашу поднимать за харит. В дар харитам приносили бескровные жертвы: зерно, вино, масло и шерсть. Тайный культ, которым чтили трех харит у Пропилеи, был связан с харитами как с божествами земледельческими, способствующими плодородию земли.
Создание скульптурной группы трех харит приписано Сократу по недоразумению. На афинской тетрадрахме три танцующие хариты были Знаком афинского магистрата по имени Сократа, В дальнейшем нетрудно было отожествить этого Сократа со знаменитым философом.
Прочее на сайте:
Романский стиль в Западноевропейской архитектуре
Романское искусство (романский стиль) – искусство стран Западной Европы XI–XII вв. Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество. ...
Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие
на повышение активности детей
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия ...
Легендарный лебедь
Сразу же по окончании училища Майя попала прямо в Большой театр. Впрочем, тогда это не означало ничего, кроме почета. В разгромленном, только что вернувшемся после эвакуации театре платили смешные зарплаты. Бал правили престарелые примы, ...