Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Вологодская картинная галерея

Статьи » Вологодская картинная галерея

Вологда, основанная в 1147 году, один из старейших русских городов, расположенный на севере нашей страны. История ее тесным образом связана с историей России. Сохранившиеся в городе культурные реликвии: монастыри, храмы, жилые особняки, донесли до наших дней имена Дмитрия Прилуцкого, сподвижника и последователя Сергия Радонежского, Ивана Грозного и Петра Первого, в бытность которых обновлялось и укреплялось государство Российское. Облик Вологды, складывавшийся веками, хранит черты оставленные нам предшествующими поколениями. Это читается в аскетичной строгости Софийского собора, древнейшего каменного храма города, построенного в середине XVI столетия; в изящных куполах и шпилях церквей XVII-XVIII веков, удивляющих узорочьем декора и живописностью силуэтов; в особом уюте и тепле деревянных особняков, украшенных колонными портиками, мезонинами и причудливой резьбой оконных наличников.

На территории Вологодской губернии и в ее центре издревле развивались, ставшие уникальными, промыслы народного творчества: кружевоплетение, чернение по серебру, резьба и роспись по дереву и бересте, гончарное дело, ткачество. Выходцами из Вологды и Вологодского края были прославленные русские поэты, писатели и художники XIX века, среди которых К.Н. Батюшков, В.А. Гиляровский, В.В. Верещагин, А.А. Борисов. Вологодская земля обогатила русскую словесность XX столетия именами И.В. Северянина, Н.А. Клюева, В.Т. Шаламова, Н.М. Рубцова, В.И. Белова.

Богата и разнообразна художественная жизнь современной Вологды. Одним из центров ее сегодня стала Вологодская областная картинная галерея, основанная в 1952 году. Задуманная изначально как музей отечественного искусства, галерея формировалась традиционно: передача произведений из запасников Министерств культуры СССР и РСФСР, фондов Союзов художников и посильная помощь крупнейших в стране хранилищ искусства - Государственного Русского Музея и Государственной Третьяковской Галереи, Саратовского и Нижегородского (тогда еще Горьковского) художественных музеев.

В 2002 году исполнилось пятьдесят лет со дня создания Вологодской областной картинной галереи. Когда-то она начиналась с небольшой коллекции живописи, которую передали в новое учреждение культуры из художественного отдела Областного краеведческого музея. Долгое время о вологодской галерее говорили как о редком, но узкоспециализированном собрании графики, книжного знака. Постепенно она становилась желанным и гостеприимным местом знакомства вологжан с самыми разными современными художниками из столиц и многих провинциальных городов.

Собрание каждого музея должно обладать своим колоритом, своей "изюминкой". Для Вологодской галереи это материал, связанный с историей и культурой родного города, земли Вологодской. Это своеобразие начинается уже с самого музейного комплекса. Так коллекция русского искусства галереи с 1989 года расположена в здании больше известном, как "Шаламовский дом". Двухэтажный особняк, выстроенный в конце XVIII века, принадлежал изначально вологодской епархии и был использован как жилое помещение для причта Софийского собора. Здесь родился и до 1924 года жил известный русский писатель Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982). Его автобиографическое произведение "Четвертая Вологда" дает исторический и художественный образ этого дома, быта семей священников и описание родной семьи самого Шаламова.

В галерее всегда было и сегодня остаётся не так много места для должного хранения, изучения и экспонирования произведений искусства. Но все проблемы внутренней жизни музея всегда искупались высоким профессионализмом научных сотрудников и их постоянным желанием сделать что-то новое и интересное. Вологодская картинная галерея - по-настоящему живой и деятельный музей! Вологодская областная картинная галерея - один из самых молодых больших музеев области. Её первая экспозиция открылась 12 февраля 1954 года в верхнем зале бывшего Воскресенского собора на Кремлёвской площади. В первые годы её существования в зале топили печи, а экспонаты для новых выставок ещё везли с вокзала на санях. Постепенно галерея раздвигала свои стены и сегодня является многопрофильным и активно работающим музейно-творческим центром. На двух этажах Воскресенского собора регулярно проходят выставки самых разных направлений современного искусства.

В расположенном неподалёку, на берегу реки Вологды у Софийского собора, каменном особняке в 1987 году открылась постоянная экспозиция русского и западноевропейского искусства XVI-XIX веков. В ней экспонируются шедевры классического искусства из собрания галереи - картины В. Боровиковского, И. Айвазовского, В. Верещагина, И. Репина, М. Врубеля. Этот дом все в Вологде называют Шаламовским, так как в нём в 1907 году родился и жил в юности выдающийся русский писатель Варлам Шаламов. На первом этаже дома располагается Мемориальный музей В.Т. Шаламова, рассказывающий о трагической судьбе и глубоко человечном творчестве автора "Колымских рассказов". В 1993 году в одноэтажном здании бывшей цинкографии на улице Козлёнской открылся необычный филиал картинной галереи - Мемориальная мастерская художника А.В. Пантелеева. Там хранятся и экспонируются картины живописца, проводятся выставки современных художников и творческие встречи.

У Вологодской картинной галереи есть своя более глубокая история, уходящая в начало XX века. Первым прообразом будущей галереи стал небольшой музей Северного кружка любителей изящных искусств, который был основан в 1916 году. Члены кружка устраивали в Вологде первые художественные выставки, собирали и издавали материалы по истории искусства Русского Севера. Вторым по счёту специальным художественным музеем города стал Дом искусств, открытый в бывшем Архиерейском доме 7 ноября 1920 года. Его основу составили коллекции кружка; к ним добавился материал, собранный в вологодских помещичьих усадьбах, произведения, поступившие из различных организаций города. В 1923 году все произведения искусства были переданы в Вологодский государственный объединённый музей, который с 1938 года стал называться Областным краеведческим музеем. На базе художественного отдела этого музея и была создана картинная галерея по решению Вологодского облисполкома от 17 января 1952 года.

Основу каждого музея составляют его коллекции, так как зритель прежде всего приходит полюбоваться на произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. На сегодняшний день в фондах картинной галереи хранится около 20 тысяч работ отечественных и зарубежных художников разных эпох и творческих направлений. Самые лучшие работы постоянно экспонируются в Шаламовском доме галереи. Вся Вологодская область славится собранием живописи русского реализма второй половины XIX века, в котором есть картины А. Саврасова, В. Поленова, В. Маковского, А. Куинджи, И. Левитана. Всеобщее внимание привлекают произведения живописи и графики конца XIX-начала XX века, представляющие всё многообразие стилей искусства той необычайно яркой эпохи. В экспозиции галереи особенно интересны картины К. Коровина, В. Васнецова, С. Жуковского, А. Лентулова, П. Кончаловского, Р. Фалька, А. Экстер.

Вологодская галерея обладает одной из самых значительных среди региональных художественных музеев России коллекций гравюры и рисунка отечественных и зарубежных мастеров. Наиболее интересные разделы этого собрания - "Русский рисунок и акварель первой трети XX века", "Вологодская графика XX века", "Книжная графика и книжный знак", "Западноевропейская гравюра XVIII-XIX века". Графические работы из фондов галереи постоянно экспонируются на временных выставках как в Вологде, так и в других городах России.

Особенное внимание уделяется формированию коллекции современного искусства. В галерее собраны все лучшие произведения классиков вологодского изобразительного искусства: от гравюр Н. Дмитревского и Е. Шильниковского, Г. и Н. Бурмагиных и В. Сергеева до живописи А. Пантелеева, В. Корбакова, Д. Тутунджан и активно работающих сегодня художников разных возрастов и стилей. Со значительной полнотой в галерее представлено творчество наиболее интересных художников Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России: от традиционного реализма до современного авангарда. В перспективе именно эта коллекция галереи может стать уникальной, так как она формируется из очень качественных произведений живописи и графики второй половины XX века, которые отбираются сотрудниками галереи на выставках и в творческих мастерских самих художников.

Ежегодно в фонды галереи поступает более 500 новых произведений искусства. Длительное время галерея сотрудничает с частными коллекционерами многих городов страны, которые передают в Вологду редкие работы прошлого. Среди них - известные собиратели: П.Е. Корнилов и его наследники, А.Ф. Протопопов, семья В.В. Воинова, М.В. Гликина, М.В. Рац, дочери художника Н.А. Тырсы. Ежегодно 18 мая, в Международный день музеев, галерея проводит выставки новых поступлений. Главное место на них занимают дары художников Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, а также произведения, полученные из фондов Министерства культуры России, приобретенные для галереи Департаментом культуры области.

Вся деятельность Вологодской картинной галереи обращена прежде всего к зрителям. В залах галереи ежегодно устраивается более тридцати временных больших и малых выставок. Многие из них особенно запомнились вологжанам, так как они были необычны и создавались по авторским творческим проектам сотрудников галереи. Это экспозиция "Ответственность за память" в Шаламовском доме, выставки в Воскресенском соборе - "Фейерверки и иллюминации в графике XYIII века", "Мир прекрасной дамы", "И помнит мир спасённый... ", "Вологодский натюрморт", "Московская живопись конца ХХ - начала XXI века", "Возрождённые шедевры Русского Севера". Галерея постоянно проводит персональные выставки произведений современных художников, которые вызывают споры и активизируют творческую жизнь Вологды.

В отличие от многих музеев, Вологодская картинная галерея не замыкается только в традиционных формах работы в области изобразительного искусства. Во всех зданиях и залах галереи постоянно звучит музыка на концертах и творческих вечерах: от высокой классики до бардовской песни и свободного джаза. В структуре галереи появился новый отдел театрально-творческих программ, который готовит и ставит камерные спектакли, музыкально-поэтические композиции. Ежегодно в Шаламовском доме галереи проходят творческие вечера в цикле "Мировая художественная культура. Поэзия. Живопись. Музыка". Они посвящены классическим страницам французского искусства "От Вийона до Пикассо", русской культуре эпохи "серебряного века", старым и современным мастерам отечественного и зарубежного искусства. Только синтез искусств и новые, смелые решения в обновлении всех форм музейной деятельности могут сегодня привлечь зрителя и дать пищу для ума и сердца истинным любителям и знатокам культуры и искусства.

Галерея стремится заинтересовать своими выставками, экспозициями и собранными коллекциями вологжан всех возрастов и профессий. Для детей проводится цикл занятий "Азбука искусства". Ежегодно в весенние каникулы мы проводим выставки-конкурсы учащихся детских художественных школ на специально заданные темы: "Вологда и вологжане. Прошлое. Настоящее. Будущее", "Вологда литературная", "Вологда православная", "Человек трудом славен", "Волшебная сила искусства", выставка российской пейзажной живописи "Зелёный шум", прошли новые очень важные и принципиально необычные творческие проекты историко-художественного цикла - выставки "Морская слава России", "Россия поднимает паруса", литературно-художественная экспозиция "Петербург Ахматовой", межмузейная выставка "Творческое объединение 1910-х годов "Бубновый валет", проблемная экспозиция "Современная графика Петербурга Конец XIX-начало XX века", "Россия поднимает паруса", идёт подготовка к межрегиональной художественной выставке "Российский Север".

Десять лет в галерее собирались члены Клуба любителей книжного знака "Экслибрис", а теперь встречаются члены Вологодского клуба коллекционеров. Регулярно проводятся Шаламовские литературные чтения и научно-творческие конференции. С самым активным участием галереи уже пять лет осуществляет свою работу благотворительный фонд "Музейно-творческий центр народного художника России В.Н. Корбакова", занимающийся поддержкой и пропагандой изобразительного искусства Вологодчины.

Вспоминая свою историю, картинная галерея смело устремляется в будущее. Галерея работает на то, чтобы вологжане и гости города могли видеть и знать всё лучшее в старом и современном отечественном изобразительном искусстве.

Когда ходишь по залам галереи и вглядываешься в полотна, висящие на своих "привычных" местах уже долгие годы, кажется, что они были здесь всегда, составляя неповторимый ансамбль гармонии, красоты, творческого вдохновения. Прославленные, малоизвестные, а, порой, и анонимные мастера оставили нам свои размышления о жизни, запечатлев их в образах современников, любимых пейзажных мотивах, простых бытовых зарисовках и торжественных исторических сценах. На темном, густом фоне резко выделяется бледное женское лицо с тонкими, аристократичными чертами. Легкая полуулыбка будто, спорит с грустным взглядом прекрасных глаз. Именно этим "Женским портретом", написанным около 1760 года, открывается раздел экспозиции, связанный с культурой XVIII века. В этой работе все контрастно: затемненные и освещенные места, красный и черный цвет, стремление к объемной форме и архаичная плоскостность. Но есть во всем этом особая гармония, дыхание жизни, которую удалось запечатлеть на века автору, чье имя, как и имя его модели, остались неизвестными.

Но разве это может умалить достоинства произведения, которое не многословно, но точно раскрывает далекий и во многом загадочный XVIII век - время дворцовых заговоров и пышных празднеств, гуманистических преобразований и рабства, время перемен, утрат и завоеваний. Не это ли утверждение человеческой значимости, пусть и в простодушной форме, увидим мы в портрете молодого офицера Преображенского полка (1752), принадлежащем кисти М.Н. Колокольникова, полузабытого еще недавно, оригинального русского мастера. Да, сегодня мы больше знаем о художниках, работавших в столице и выполнявших заказы элиты русского общества. Есть их произведения и в нашем собрании, портреты кисти В.Л. Боровиковского, Дж. Доу, В.А. Тропинина. А сколько их, провинциальных мастеров, не менее талантливых и даровитых осталось за рамками традиционных знаний о веках минувших.

Существовал и в Вологде в начале XIX века ряд своих местных художников, оставивших для потомков интереснейшие "художественные хроники". Они отдавали предпочтение камерным портретам, отличительной чертой которых являлась любовь к бытовым подробностям, объясняющим характер жизни и деятельности изображенных. Сдержан и наивно-серьезен образ городского мальчишки, постигающего азы грамотности в портрете "Мальчик за чаем" (1840-е). Написанный с натуры, о чем гласит подпись на обороте, он достоверно передает позу, склонившегося над столом подростка, выражение сосредоточенности на его лице. Возможно, художник, мало известный вологодский портретист Федор Зайцев, писал своего сына или ученика, помогавшего ему в мастерской. В отличие от большинства местных мастеров середины XIX столетия, Платон Тюрин получил академическое образование и, вернувшись на родину, не был обойден вниманием именитых заказчиков: писал портреты, расписывал храмы. Но судьба распорядилась так, что к концу жизни заслуги художника забылись, а сам он в 1882 году умер в безвестности. В собрании галереи несколько работ Тюрина и среди них произведение, написанное автором еще до поступления в Академию Художеств в 1843 году. На фоне романтического пейзажа, в охотничьем костюме изображен один из вологодских помещиков - Сергей Зубов. Даже с отдельными стилистическими ошибками портрет подкупает зрителя своей искренностью, и одновременно подтверждает изучение начинающего автора произведений профессиональных мастеров. Тем более что с образцами не только русской, но и европейской живописи молодой Тюрин был знаком по коллекциям дворянских родов Вологды, как Зубовых, так и Межаковых, портреты которых неоднократно писал он на протяжении многих лет.

Период утверждения принципов русской реалистической школы живописи 2-ой половины XIX столетия в коллекции галереи представлен именами широко известных мастеров. Пластическая свобода, артистизм отличают портрет скульптора Марка Антокольского, исполненный в 1900-е годы, выдающимся русским мастером - И.Е. Репиным. Автор искренно восхищается неординарностью творческой натуры своего друга, его мужественной красотой, интеллектуальным богатством. Даже в незавершенном состоянии произведение поражает своей глубиной и одухотворенностью. Яркие бытовые зарисовки В.Е. Маковского: "Иконник" 1891, "Спор на кухне" 1912 - демонстрируют его незаурядный талант живописца. Не случайно, скромный по размерам этюд, изображающий старого иконописца, был приобретен Павлом Михайловичем Третьяковым для своего собрания. Как некогда "малые голландцы", Маковский любуется каждой деталью композиции, цветом создает ту особую атмосферу человеческого тепла, которая не может оставить равнодушным зрителя.

Повинуясь воле художника, с улыбкой смотрим мы на героя полотна Н.Е. Сверчкова - незадачливого охотника, возвращающегося в сумерках домой ("Возвращение с охоты" 1870). Прекрасный анималист, тонкий рассказчик и колорист - все это сделало Сверчкова необычайно популярным у современников. Картина поступила в галерею от вологжанина М.С. Горталова и была связана с историей его семьи. Предок владельца - Кирилл Дружинин, служивший в лейб-гвардии, по всей видимости, хорошо знал художника и, именно ему заказал свой парадный портрет верхом на коне. Обе работы Н.Е. Сверчкова, а также оригинальный групповой портрет, выполненный М.А. Зичи в акварели ("Гусарская пирушка" 1873), принадлежат теперь галерее. С Вологодской землей связано и имя талантливого, малоизвестного живописца Савватия Михайловича Жильцова. Уроженец Вельска, входившего тогда в состав нашей губернии, предположительно в 1876 году он закончил Петербургскую АХ по классу баталиста Б.П. Виллевальде, работал как портретист. К началу 20 века имя его затерялось в бурлящей событиями и переменами истории России. Но как память о светлом, лиричном даре художника, остался "Портрет девушки" (1883), вобравший в себя и очарование молодости, и оптимизм самого автора.

Талант психологического портретиста, каковым без сомнения был наш земляк В.В. Верещагин, демонстрирует зрителю его работа изображающая "Старушку-вологжанку" (около 1895). Кисти этого мастера принадлежит и ряд пейзажных этюдов выполненных на родине, которую он посещал в 1890-е годы.

Прославленные русские пейзажисты: А.К. Саврасов и А.И. Куинджи, И.И. Левитан и В.Д. Поленов - представлены в коллекции галереи редкими, работами. Рядом с молодым крепким деревом увядает соседнее, сломанное ли бурей, пораженное ли болезнью. Так через рассказ, молодой Алексей Кондратьевич Саврасов делает первые попытки насытить пейзаж эмоциональными переживаниями ("Дубки" 1860-е). Среди лучших работ собрания выделяются и произведения В.Д. Поленова, обладающие высокими живописными достоинствами. Несколько этюдов написано им во время путешествия по Востоку, живыми натурными впечатлениями пронизан пейзаж "Франция. Биарриц. Берег Атлантического океана" (1911). Эта работа, как и полотно Саврасова, поступила в галерею по дарственному завещанию, профессора химии А.Ф. Протопопова. В исторической картине 1900-х годов - "За кого меня почитают люди" (произведение входит в большой цикл "Из жизни Христа"), пленэрный принцип помогает художнику трактовать евангельский сюжет, как реальное событие - беседу наставника с учениками. Среди произведений коллекции необходимо отметить работы художников, чей творческий путь был связан с Вологодским краем начала XX столетия. Имена А.А. Борисова и Ф.М. Вахрушова, А.Н. Каринской и Д.Э. Мартена возможно и не получили широкой известности у российской публики, но дороги вологжанам - уже тем, что каждый из живописцев был в числе открывателей особой поэзии природы Севера. Богатырски сказочной видит ее Александр Борисов, мягкую трепетность подмечают Феодосий Вахрушов и Анна Каринская, седой стариной затерянных деревянных скитов поражает она Дмитрия Мартена. Они были среди активных членов "Северного кружка любителей изящных искусств", существовавшего в Вологде с 1905 по 1920 годы, и повлиявшего на развитие культуры Вологодского края всего XX века.

Экспонаты рубежа XIX и XX веков, собранные в галерее, пусть и не в полном объеме, дают представление об одной из ярчайших страниц в истории отечественной культуры. Смена столетий - старого и нового, образно выразилась в искусстве языком пластики, ритмики, цвета. Ностальгия по безвозвратно ушедшим временам звучит в каждой детали осеннего пейзажа С.Ю. Жуковского "Под вечер", датированного 1910 годом, временем наивысшего расцвета дарования живописца. Новое, будоражащее воображение "завтра" кружит и влечет за собой в картине А.А. Экстер "Город" (1914). Человек, замкнутый в пространстве своих переживаний - такова характеристика современника, данная А.В. Лентуловым в "Портрет Неты Сведомской" (1915) и, напротив, человек, как часть прекрасного цветущего мира - таким видит его К.А. Коровин в "Девушке с гитарой" (1916). Как живо и непосредственно удается Н.П. Богданову-Бельскому характеристика деревенских мальчишек, застигнутых врасплох кем-то из взрослых ("Крестьянские мальчики" 1910-е). Хитро блестят глаза у одного, готов расплакаться другой, застыл от изумления третий. Лишь меткий наблюдатель и знаток детской психологии мог столь точно показать эту забавную сценку.

Размышления о вечном и желание запечатлеть неповторимость сиюминутного спорят на холстах художников и, одновременно, согласуются в цельную, гармоничную картину ушедшей эпохи, которую рассматривают и оценивают уже с позиции людей, стоящих на пороге двадцать первого века. Коллекция современного искусства XX века, составляет самую значительную и постоянно растущую часть в собрании картинной галереи Вологды. Ее экспозиции располагаются в здании бывшего Воскресенского собора, построенного в 1775-1777 годах по проекту губернского архитектора Златицкого и относящегося к образцам провинциального барокко 2-й половины XVIII столетия. Верхний храм зального типа, соседствует с нижним - столпным помещением, характерным для архитектуры более раннего периода. С Воскресенским собором связано имя Игнатия Брянчанинова, уроженца вологодской земли, известного церковного деятеля, писателя и духовного наставника многих выдающихся представителей русской культуры середины XIX века.

Формирование коллекции современного искусства началось с первых лет работы галереи и связано, прежде всего, с ее активной выставочной деятельностью.

История Вологодской картинной галереи ещё далеко не закончена. Сегодня она переживает самый долгожданный и деятельный период своей реконструкции и расширения. К традиционно известному зданию галереи в Воскресенском соборе добавился комплекс сооружений бывшего банка на Кремлёвской площади. После завершения реставрационных работ там разместится постоянная экспозиция современного искусства, включающая большой раздел творчества вологодских художников, новое фондохранилище галереи, реставрационные мастерские и театрально-лекционный зал.

Прочее на сайте:

Развитие и внедрение ББК
Основные направления в развитии ББК сохранились прежние: разработка теории системы и совершенствования её методики; создание производных вариантов таблиц; внедрение в библиотеках страны. Новым этапом в развитии ББК явилось создание её со ...

Деликвентная культура
Культура - это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологи ...

Особенности стиля венской классической школы
Художественный стиль классицизм (от лат. classicus – «образцовый») возник в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гар ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru