Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

Статьи » Библиотечная профессия в современном мире » Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

Страница 2

Служа другим – растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.

Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, - это кровное дело библиотекарей.

Высокое педагогическое мастерство – профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.

Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» – основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.

Для настоящего библиотекаря читатель – это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.

Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное – представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.

Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.

Какими же этическими чертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должен знать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находить подход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать о книгах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонемента должен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться в потоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды и каталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографические обзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.

Чтобы все это делать, специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской, справочно-библиографической и информационной работы; методами изучения читателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологией библиотековедческих исследований; техническими средствами.

Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Личность человека, есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вести дискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие на интересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.

Контакт с читателем должен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимости другого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроению читателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, - вот задача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуется определенная степень близости и взаимопонимания с читателем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Функции клубов
К функциям клубов относятся: - создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников; - предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности; - - ...

Понятие духовной культуры. Критерии духовности
Понятие духовной культуры: · содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), · показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, прав ...

Нисходящая и восходящая аргументация
Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления. Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершае ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru