Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Боевая культура славян

Статьи » Боевая культура славян

Страница 1

Воинские (боевые) искусства составляют неотъемлемую часть традиционных культур почти всех народов мира. Однако сфера славянской боевой культуры до сих пор мало изучена. Как ни странно в современных славянских государствах можно найти множество специалистов по восточным системам и лишь единицы занимаются возрождением славянской боевой традиции. Такое положение вещей позволяет некоторым предполагать, будто у славян и вовсе не было боевой системы.

Однако авторы, пишущие о том, что боевого искусства на Руси не существовало, правы только в том смысле, что русское традиционное сознание не относило бой к сфере искусств. Но они совершенно не правы в том, что у русских не было искусных воинов – воинов профессионалов и их боевого искусства. Профессиональный бой - это уже не игра. И с религией он соединен не больше, чем кулачный бой. Акцент на поиск божественного пути через бой, особенно через профессиональный бой, на Руси никогда не ставился. Скорее, наоборот, профессиональный бой считался грехом, но грехом вынужденным из-за необходимости бороться за свою жизнь, за свободу, за Отечество, за Веру. На Востоке был совершенно иной акцент. Бой в любой форме – это явно не игра, а нечто противоположное ей. Это занятие слишком серьезное и опасное для игры, не позволяющее расслабиться и отдохнуть. Религиозные искания, соединенные с постоянным каждодневным исполнением боевых упражнений – это тоже явно не игра.

Корни русского воинского искусства следует искать в тех глубинах истории, когда складывались особенности протославянской, славянской, а затем русской нации. В далеком дохристианском прошлом уже существовали два основных направления в отечественной боевой культуре, сохранившихся до нашего времени. Народ, вынужденный одновременно сражаться и созидать, выработал два общественных института, способных обеспечить безопасность страны: воины – профессионалы-дружинники и вои – воины-труженики. Воинская культура воев наиболее архаична, так как такой институт самообороны рода возник раньше регулярных воинских формирований. Община выработала уникальный способ подготовки бойцов, не отрывая их от обязательного труда. С самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс навыков через боевые игры, бойцовские обряды, специальные упражнения.

В докторской диссертации «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» (М., 1998) Горбунов Б. В. пишет: «Углубленное изучение традиционных рукопашных состязаний позволило выявить 76 вариантов кулачного боя, бытовавших у русских, в частности 55 вариантов кулачного боя «стенка на стенку», в первом приближении осуществить их географическую локализацию и установить бытование этой народной игры в 349 уездах 79 губерний, в том числе в 159 городах. В составе состязаний по борьбе обнаружен 21 вариант, которые известны не менее чем в 274 уездах 66 губерний, в том числе в 112 городах. Исследование в этом отношении других народных боевых игр обнаружило следующее. В 42 уездах, округах Сибири, Среднего и Южного Урала, а также в 24 уездах Европейской России зафиксировано 38 вариантов состязания за обладание снежной крепости. У русских был известен 51 вариант традиционных состязаний с метанием холодного оружия (копье, свайка, нож, топор, камень) в цель. Они известны по крайней мере в 254 уездах 63 губерний, в том числе в 49 городах. Нам удалось выявить в составе традиционных русских боевых игр 10 вариантов палочного боя, по 5 вариантов состязаний стрелков из лука и огнестрельного оружия, 2 варианта игры в мяч с рукопашным противоборством, 9 вариантов медвежьего боя».

Интересно, что тактика стеношного соступа, распространенного повсеместно на Руси, использовалась русским войском как одна из основных вплоть до15 века, а позднее сохранилась в рукопашных боях и применялась постоянно, включая Великую Отечественную Войну.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Деревянный Иркутск. Усадьба В.П. Сукачева
А.П.Чехов, проезжая через Иркутск по дороге на Сахалин, писал своим близким: «Из всех сибирских городов самый лучший – Иркутск… Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный.» Иркутский художественный музей – один из самых ...

Общая характеристика танцев
На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ...

Система финансирования библиотек и бф в современных экономических условиях
Библиотеки нуждаются в постоянном основном источнике финансирования для планирования таких необходимых расходов как приобретение книг и других ресурсов, уход за помещениями и поддержания уровня персонала. Данное финансирование обычно пост ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru