Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культура Великобритании в эпоху абсолютизма

Статьи » Влияние права на культуру Великобритании » Культура Великобритании в эпоху абсолютизма

Страница 1

Основной причиной появления абсолютной монархии являются социально-экономические перемены в обществе, вызванные зарождением и развитием буржуазных отношений.

Становление абсолютизма совпало с восшествием на престол Генриха VII (1457–1509) – первого представителя династии Тюдоров.

Генрих VII вёл непрерывную борьбу с самостоятельностью баронов и укреплял королевскую власть. Проведение этой политики облегчалось для него тем, что война Алой и Белой розы привела к гибели значительной части старой феодальной знати.

В отличие от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как «незавершенный».

Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Развитие абсолютизма в Англии не уничтожило парламент, но превратило его в XVI в. в достаточно послушное орудие королевской власти. Так, Генрих VIII создал «волей парламента» новую (англиканскую) церковь, независимую от Ватикана.

Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление, и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Парламент использовался Тюдорами в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата парламента при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им. В 1539 г. парламент приравнял королевские указы к статутам. Это была полная победа короля над парламентом.

С конца 30-х годов XVI в. в Англии выходит большое количество политических трактатов и памфлетов, прославлявших абсолютистское государство. Наиболее яркие сочинения такого рода написаны гуманистами Т. Старки, Д. Чиком, Р. Морисоном – приверженцами абсолютизма, выражавшими интересы буржуазии и нового дворянства. Единственной гарантией соблюдения свобод и прав подданных, способной обеспечить процветание страны и предотвратить народные мятежи, угрожавшие праву собственности и благосостоянию нации, им представлялось безоговорочное повиновение властям.

В полном соответствии с официальной абсолютистской идеологией Тюдоров Элиот, Старки и другие гуманисты оправдывали законность и целесообразность репрессий против любого нарушения существующего общественного порядка. Столь явное перемещение акцентов от реформ к репрессиям в политических сочинениях гуманистов заметно уже в начале 20-х годов. Именно эта тенденция свойственна идеологии английского общества периода Реформации, когда наблюдается увлечение Сенекой и стоиками.

Проповедь социального равенства теперь решительно осуждалась гуманистами как опасное проявление неразумной страсти. В политических концепциях гуманистов реформационной эпохи идея подчинения личности властям становится преобладающей. Тогдашние политики определенно ассоциировали религиозные социальные перевороты с Реформацией.

Гуманизм и Реформация, оппозиционные каждое по-своему феодальному обществу, создали системы ценностей, несовместимые друг с другом: одна вела к религиозному скептицизму, культу разума и духовному освобождению человека от пут догматизма и церковных предрассудков, к торжеству светского начала над религиозным, светского опытного знания над церковной схоластической ученостью.

Другая сосредоточилась на религиозных вопросах и религиозно-нравственном преобразовании общества: лишенная широты гуманистического подхода к проблемам светско-религиозных отношений, стремилась деспотически подчинить мирскую жизнь человека жестким нормам религиозной морали. Таковы были принципиальные основы идейной непримиримости гуманистов Мора и Эразма и реформаторов Тиндала и Лютера.

Иным было отношение к государству Тюдоров гуманистов феодально-консервативного направления. Трактат Р. Пола «В защиту единства церкви» (1536 г.) решительно осуждал реформационную политику Генриха VIII за нарушение единства христианского мира и злоупотребление властью. Автор трактата исходил из средневековой теории о праве подданных и сопротивление вплоть до открытого выступления против короля, нарушившего старинные феодальные вольности.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Живопись как вид искусства
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огр ...

Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия ...

Художественная вышивка
Вышивка – это один из видов широко распространенного декоративно-прикладного искусства. Её история уходит далеко к древнейшим временам и тесно связана с появлением шва на одеждах из шкур животных. Применяется вышивка в основном для украш ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru