Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Архитектура Горицкого монастыря
Летопись Горицкого монастыря, составленная в XIX веке и цитирующая более ранние источники, сообщает, что новая каменная церковь возводится на месте более древней "Великого князя оброчной Воскресенской церкви", которая, в свою очередь, соседствует с "ружной" Введенской. Из чего следует, что на этом месте достаточно давно существовал культовый центр в виде погоста или монастырька (пустыни).
Исследование истории возникновения и становления ансамбля Воскресенского Горицкого монастыря неразрывно связано с соборным храмом во имя Воскресения Христова. Монументальный Воскресенский собор - самое старое здание монастыря. Первоначально собор имел две главы (четыре боковые с железными барабанами - поздние). Верхние части соборных стен украшены характерным северным декором. Декоративная отделка не доминирует, что придает собору некоторую строгость. Колокольня Воскресенского собора, возведенная в 1611 году, полностью перестроена в XVIII веке. Собор является древнейшей каменной постройкой обители и фактически вплоть до начала XIX века определял облик и силуэт всего архитектурного ансамбля. Спокойные и пологие линии его кровель, немного вычурная с крупными и грубоватыми формами колокольня образуют достаточно компактный и статичный объем, который во многом определяет общую панораму ансамбля монастыря. Существующий облик памятника, сложившийся в конце XVIII века, не претерпел кардинальных перемен до настоящего времени. При этом планировочная структура соборного комплекса практически не изменилась с XVI века. Переделки внутри зданий или пристройка к южному фасаду обширной трапезной в XIX веке несли в себе чисто функциональные изменения в использовании сооружений комплекса или новые вкусовые пристрастия. Они не затронули основного ядра собора.
Основа соборного комплекса, его смысловой центр - храм во имя Воскресения Христова. Остальные постройки группируются вокруг него, осваивая пространство по спирали. К северному фасаду храма примыкает придельная церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, которая в XVI веке являлась теплым зимним храмом. Трапезная палата полностью закрывает западный фасад Одигитриевской церкви и на две трети - западный фасад Воскресенского собора, оставляя крайнее южное прясло для примыкания южной паперти трапезной. Следует упомянуть обширную одноэтажную трапезную XIX века, которая закрыла весь южный фасад комплекса, а с учетом подъема кровли (на высоту, превышающую уровень пола основного яруса собора) - и колокольню, поставленную в конце XVII века над западной стеной трапезной палаты. Исследования, проведенные в рамках подготовки проекта реставрации соборного комплекса, подтвердили единство практически всей плановой структуры обширной постройки, за исключением ранее упоминаемой поздней пристройки XIX века. Об этом свидетельствуют как архивные находки, так и специальные исследования кладочных растворов с целью их идентификации. В связи с этим следует отметить особенность состава кладочных растворов XVI века. Наполнителем в них служит не песок, как обычно, а молотая известковая крошка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI века в Белозерье больше не встречается.
Построенный на высоком подклете, как, впрочем, и весь комплекс, соборный храм во имя Воскресения Христова относится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом. Следует отметить, что восточная пара столбов не только сильно смещена к алтарным апсидам, но, сливаясь с простенками между ними, в верхней своей части воспринимается как пилоны. В них устроили арочные проемы, соединяющие внутренние пространства алтаря. Алтарная часть, в свою очередь, была отделена от наоса каменной алтарной преградой, следы от нее сохранились на боковых плоскостях восточных столбов на высоте около 2,5 метра. Необходимо отметить также существование каменной скамьи "Горнего места" в центральной алтарной апсиде. Пространство храма, как уже упоминалось, достаточно нерегулярно. Это характеризуется и смещением подкупольного пространства к восточной стене основного объема и сужением его в направлении север - юг. Следует также отметить, что барабан центральной главы опирается в основном на подпружные арки между западной и восточной парой столбов. Неправильная форма основания барабана, как бы сжатого в поперечном направлении, позволила сделать переход от подпружных арок к основанию барабана правильным по всему периметру. Кольцо перехода, играющее роль парусов, имеет различную кривизну и угол наклона. Возможно, арки были рассчитаны на более низкий подъем, но, определив начало криволинейной образующей арки и уложив три-четыре ряда кладки свода, строители как бы изменили кружало и с полученной точки, как с новой пяты, возвели более высокие арки. Подобный прием встречается в этом же памятнике, но в подклете трапезной палаты, где также в процессе строительства был изменен подъем свода и, как следствие, произошло изменение кривизны образующих его арок.
Прочее на сайте:
Национальное и
интернациональное в хореографическом образе
Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Проводя аналогию с музыкой, надо заметить, что подобно тому, как м ...
Эстетические образы города и городской среды в искусстве
Образ города в целом или отдельных крупных его частей неоднократно бывал предметом художественного изображения как в пространственных искусствах, так и в словесных. Для всех этих изображений, начиная с ренессансных, ведут и "портрето ...
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебн ...