Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Ахмат Лутфуллин
Яркое, искреннее, правдивое искусство Ахмата Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобразием Лутфуллин — художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) Башкортостана. Учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном училищах, Государственном художественном институте Литвы.
Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 в уфимском городском парке. И зрители, и печать приняли её очень тепло. Уже в первых самостоятельных опытах молодого живописца увидели стремление к созданию портретов-образов, передающих лучшие черты башкирского народа: физическую красоту, богатство внутреннего мира, открытое чувство национальной гордости и достоинства. «Первый, но верный шаг» — так выразительно называлась рецензия на эту выставку в республиканской газете. Свой первый экзамен после окончания учёбы художник выдержал успешно.
В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и законченных произведений— портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные характеры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост. Конечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его супругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот. Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь живут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки — они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди никогда не кривили душой. Они жили достойно. Труд — основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.
Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследователей современного искусства В. Ванслов отметил: «А. Лутфуллин в картине «Три женщины» воплотил гордую красоту и нравственную чистоту народных характеров, создав образ, возвышающийся до глубоких раздумий о судьбе поколений, о развитии жизни, о прошлом и современном в истории народа».
Сюжет картины несложен. Три женщины в национальных одеждах пьют чай в чистой башкирской избе. Перед ними, по башкирскому обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти — поднос с чашками, нехитрая деревенская снедь.
Но этот сюжет наполнен большой философской мыслью — перед нами величавое повествование о трёх разных биографиях, трёх поколениях, трёх разных характерах, соединенных естественно и просто. За тремя живыми конкретными судьбами стоит судьба всего народа, вся его сложная история, глубинные основы его нравственной жизни. За их характерами — характер всей нации, мужественный, несгибаемый. |
Царственно спокойна восседающая в центре на красной подушке величавая старуха — живой символ неумолимого времени, незыблемости вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых полотенец увенчивают ей голову. Аскетическое лицо, тёмные высохшие руки сосредоточили в себе мудрость веками выработанного народного опыта, трудно, но достойно прожитой жизни. Этот образ несёт в картине эмоциональную основную и идейную нагрузку.
Фигура другой женщины мягко вырисовывается на светлом фоне окна. Она давно уже встретила зрелость. В её образе особенно полно раскрываются нравственные черты нации: благородная сдержанность чувств, стойкость и внутренняя сила характера. Годы унесли молодость и физическую красоту этих двух женщин, но зато щедро наделили их нравственной красотой.
Рядом с мудрой старостью — молодость. На долю молодой женщины, сидящей слева, выпало больше радости и счастья, она не испытала того, что довелось пережить старшим. Она — связующее звено прошлого и настоящего, продолжательница и хранительница нравственных ценностей народа.
Прочее на сайте:
Скульптура XX века советского периода
Государственному Русскому музею принадлежит крупнейшее собрание отечественной пластики ХХ века, насчитывающее более 2400 произведений. В нем представлены практически все значительные имена и характерные явления русской скульптуры советско ...
Немного о греческой кухне
Земли Греции почти на одну пятую состоят из островов. Находясь в море, с одного острова без особого труда можно увидеть другой кусочек суши. В Греции всегда видно море: можно объехать всю страну, не удаляясь при этом от морского побережья ...
Тенденции моды XX века
1900-1950 гг
Многие считают, что мода начала XX века – это Париж. В начале XX века известный французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret) упразднил корсеты.
Корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Из ...