Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Муртазин Рауф Ахметович

Статьи » Выдающиеся люди башкирской культуры » Муртазин Рауф Ахметович

Страница 2

В общей сложности композитором создано более двухсот сочинений. Среди них большое место занимают обработки башкирских народных мелодий, песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано или оркестра и хоровые произведения. Эта область творчества дает яркое представление об особенностях музыкального языка Р. Муртазина. Ведь в вокальной и хоровой музыке наиболее рельефно выступает ведущая роль мелодии, её соотношение с другими средствами музыкальной выразительности. Впитанные с детства обороты татарских и башкирских песен стали для него привычными, «своими», а многолетняя практика записи башкирских народных мелодий позволила ему глубоко усвоить закономерности развития башкирской мелодии, понять процессы её внутренней жизни. Его цепкая, натренированная память музыканта позволяет видеть общие национальные черты и неповторимую индивидуальность разных вариантов одного и того же напева. Пропустив через свой слух тысячи народных напевов, записав более 300 народных песен, Рауф Ахметович обработал сравнительно немногие из них. Гораздо чаще он использует народные мелодии как основу своих крупных сочинений.

Работа над народной песней для композитора является лабораторией, где он ищет новые созвучия, приемы многоголосного изложения, которые подчеркивали бы национальные особенности мелодии и обогащали ее. Лучшие обработ ки Рауфа Муртазина вывели башкирскую народную песню на всесоюзную арену. Среди них современная башкирская «Песня полей». Жизнерадостная, задорная, она своей четко ритмованной мелодией, плясовыми оборотами продолжает традиции башкирских такмаков (песен-частушек).

Высоким мастерством отличается обработка народной песни «Агым Хыу» о реке Ак-Идели. Она завораживает своей грустной красотой. Бережно сохранив чистые линии старинной народной протяжной песни о быстро текущей реке и философских размышлениях о жизни, композитор углубил её настроение, усилил колорит песни, предпослав ей в качестве вступления короткую, но содержательную прелюдию. В ней хор без слов, как прекрасный инструмент, выпевает гибкие мелодические фразы, воссоздающие движение мерно струящейся воды. Сопровождение народной мелодии сделано в стиле подголосочной полифонии. Все партии хора звучат самостоятельно и мелодично, как вариант основного напева.

В песенно-хоровом и романсовом творчестве Рауфа Муртазина получил отражение строй мысли, чувств, образов, наиболее типичных для его творческой индивидуальности. В этом смысле его произведения, связанные с текстом, с башкирской поэзией, можно считать своеобразным ключом к раскрытию его бестекстовой инструментальной и оркестровой музыки. Можно сказать, что в творчестве своем Рауф Муртазин однолюб, неизменно верен одной теме, но тема эта неистощима и бесконечно многогранна — это родной Башкортостан и жизнь башкирского народа.

Композитором написано 170 песен и романсов. Среди них большая группа сольных и хоровых песен о труде, о мире, о людях-тружениках Башкирии.

Зрелой и масштабной получилась первая симфония си-минор. Композитор задумал языком симфонической музыки рассказать о своих думах и чувствах, связанных с историей Родины.

Симфония состоит из четырех частей, объединённых в единое целое идейно-художественным замыслом. Медленно и широко звучит суровая тема вступления к первой части, воплощающие глубокое раздумье о далёком безрадостном прошлом родного народа. После большого развития главной темы скрипки неторопливо и мягко запевают новую лирическую мелодию, похожую на башкирскую народную песню. Она вызывает в памяти пейзажи Башкирии с их красотой и просторами.

Вторая часть симфонии построена на двух ярких темах. Одна из них — оригинальная, созданная композитором, и другая — народная песня о Салавате. Они звучат стремительно и героично. Контраст в развитии симфонии вносит третья часть, задуманная автором как воспоминание о борцах, отдавших свою жизнь за построение нового общества. Живой, энергичный финал, в котором остроумно использована башкирская народная плясовая «Три брата», венчает развитие всего симфонического цикла. Финал начинается ярким фанфарным звучанием медной группы оркестра. Звучание праздничных фанфар прерывает водоворот пляски, вступает новая песенная мелодия, привольная и радостная, а затем все снова переходит в стихию танца, стремительного и праздничного, и завершается победными ликующими аккордами.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Мифы обновления и конца света
Особый род мифов представляют из себя так называемые “мифы об обновлении”, в основе которых лежит представление о периодической обновляемости и возрождении всего сущего. Как и космогонические мифы и мифы о происхождении, мифы обновления ...

Работа с фондами музея
1. Не прошел обработку личный архив Александра Хлебникова 2. Частично проведена работа с архивом Владимира Хлебникова 3. Изучена семейная переписка 4. Изучены фамильные библиотеки (262 единиц) в течение 5 лет 5. Постоянно изучаются кн ...

Черты культуры
Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры. Черты культуры делятся на универсальные, общие и специфические. Универсальные черты культуры присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов жи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru