Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Огюст Роден – Великий скульптор
Заслуга Родена была не в том, что он отошел от скульптуры одного стиля и создал скульптуру другого стиля. Его заслугу вернее видеть в том, что он сделал решающий шаг к возрождению скульптуры, такой, какой она была в течении многих столетий и тысячелетий ее расцвета и какой она перестала бать в годы кризиса в 19 веке. Роден вернул скульптуре способность быть тем, чем она может и должна быть и в этом его историческое значение.
После перерыва в творчестве, Родена к жизни вернули работы Микеланджело. Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма с его «пустотелыми куклами» и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Действительно, хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера, к которым Роден относился с уважением, - Рюд, Карпо, Далу,- но все же прямо на них Роден не мог опираться. Скорее всего, следует видеть его предтеч в скульптурных работах непрофессионалов – Жерико и Домье. В живописи его предтеч следует видеть в лице Делакруа и Курбе.
Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя. Драгоценное свойство Родена – его на редкость широкий взгляд на историю мирового искусства.
Примечательно, что его увлечение Грецией не мешало ему ценить достоинства искусства Востока и средневековой скульптуры. Его восторженное отношение к готике можно сравнить с тем открытием Рублева, которое в наши дни вдохновляет наших современников. Можно сказать, без увлечения позднеготическими плакальщиками Роден не сумел бы создать своих «Граждане Кале».
Перейдем мысленно от классической, академической скульптуры к Родену, и нас поразит резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно» и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, ясно проступило, что их волнует, словно с тел спала пелена и открылась тайная жизнь плоти. Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре. Но самое главное не в правдоподобии, важнее, что человеческое тело приобрело Родена такие возможности движения и самовыражения, о которых нельзя было ранее даже мечтать. Оно стало гибким, податливым, стремительным.
Люди Родена получают небывалую свободу. Они прочно ступают по земле, плывут в пространстве. Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света. Скульптура Родена – это по преимуществу пространственная скульптура, некоторые его статуи стоят в парке отеля Бирона, и находят здесь для себя благоприятную среду. Вместе с пространством скульптуры завоевали стихию времени в такой сильной степени, как ни у одного из его предшественников.
Роден понял жизнь как вечную метаморфозу, и в связи с этим в языке его искусства метафора приобрела решающее значение. Он сам говорит об это, ссылаясь на строки Данте. Он то удлиняет пропорции. То их укорачивает – это ничуть не снижает облик человека, но выражает его внутренние силы, порывы, влечения, страсти, мысли. Человек у Родена как бы выходит за свои собственные границы.
Палитра скульптора значительно обогатилась, светотень в скульптуре Родена достигает воздействия колорита, лепка со всеми ее выпуклостями и впадинами неровной поверхности бурного моря приобрела полифонический характер. Скульптура читается не только, как выпуклость, но и как силуэт. Не только в скульптурных группах, но даже в каждой отдельной статуе не меньшее значение, чем масса камня или бронзы, имеют интервалы, «щели», как их в старину называли.
Рисунки Родена совсем не похожи на статуи, но в них более открыто выступает образ видения мастера. В рисунках Родена цветовые пятна не совпадают с контурами и, благодаря синкопам, движение становится более ощутимым.
Прекрасная статуя Родена - «Мыслитель». Это пример не только способности могучего человеческого тела собраться в кулак и этим усугубить свою силу, но и способности тела во всем стать вместилищем души, сосредоточением мысли. Недаром уже в наши дни мы с удивлением обнаруживаем в древней мексиканской и европейской скульптуре бронзового века прототипы Родена, которых историки называют «мыслителями».
Рядом с этим гигантом «Бронзовый век» - робкий опыт новичка. Здесь уже нельзя говорить об уроках у Микеланджело. Художник 19века на равных правах и с равным успехом соревновался с флорентинцем. Лепка этой статуи звучит как могучая органная фуга Баха. Фигура изогнута больше, чем рабы Микеланджело. С каждой новой точки зрения статуя меняется до неузнаваемости.
Прочее на сайте:
Функции арттерапии
Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэм ...
Мустай Карим
Известный дагестанский поэт Кайсын Кулиев писал: «Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ». Наверное, это самая ...
"Экстаз святой Терезы"
Группа "Экстаз святой Терезы" проникнута острым ощущением субъективных, интимных чувств. Искусство Возрождения, с его высокими и чистыми общечеловеческими идеями, никогда не сужало и не обостряло, таким образом, свою тему; творч ...