Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Огюст Роден – Великий скульптор
В небольшом рисунке, изображающем Бальзака, видно, что значит, для художника, увидеть свой замысел. Бальзак – это какой-то великий безумец в запахнутом халате, величественный и покоряющий. Здесь Роден дошел до «трагического гротеска»: широкий нос, толстые губы, торчащие брови наложены сверху, наклеены, как грим, как инкрустация африканской маски. Художник здесь опередил и себя и наше время. Нацисты зачислили шедевр Родена в разряд «выродившегося искусства» и требовали, чтобы бронза была перелита на пушки Круппа.
Создавая свои шедевры, Роден подчеркивал, что одного сюжета недостаточно, скульптура без лепки – это не скульптура, но он в то же время не хотел отказаться от создания в скульптуре того, что в живописи называют исторической картиной. «В самой пластичной форме, - говорит он, - художник способен выразить большое духовное содержание». Свое понимание этой задачи он выразил в «Граждане Кале».
Историк спросит: как же это объяснить, как стало возможно, что во Франции в безбурные годы Третьей республики могло создаться сильное, трагедийное и героическое искусство Родена? Но не нужно забывать простой вещи: Роден был гением, а для гения не существует хронологических и географических границ. Роден жил в обществе, в котором мещанские интересы угрожали вытеснить героику жизни. А Роден принадлежит тому народу, который через двадцать лет после его смерти совершил замечательные подвиги в движении Сопротивления. Об это нельзя не думать перед «Гражданами Кале».
Этим творением Роден завоевал себе славу великого мастера, но его искусство нельзя подвести под одну черту. Чем больше изучаешь искусство, тем более видишь, что каждый большой художник многогранен и многослоен.
Роден опередил свое время, но он мог не оглядываться на него. «Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. В первой он вздыбил своих современников, во второй успокоил их.
Во многих вещах в поисках красоты он впадает в красивость и не может уберечься от салонных вкусов. В поисках глубокомыслия он злоупотреблял надуманной символикой, которой грешили современные ему поэты, например, Бодлер. Когда в нем иссякал подлинный экстаз. Он впадал в напыщенную патетику и риторику. Порою ему изменяла сила, и тогда побеждала усталость, эстетизация болезненной сломанности человека. Его потерянности в духе декаданса. Все это выглядит теперь чем-то старомодным. Но не в этом сущность Родена. Многие великие люди 19века на фотографиях выглядят странно в сюртуках и блестящих цилиндрах. Мы не судим о великих людях по их одежде.
Родена привлекали задачи синтеза, слияния скульптуры с архитектурой. У него было много данных для решения этой задачи. Но архитектура 19 века не была к этому готова. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют беспорядочную толпу.
Роден стоял на рубеже двух эпох. Он последний в ряду великих мастеров. И вместе с тем он рассчитал путь для современной скульптуры, которая еще только пробивала себе путь. Все те ритмы и формы, которых ищет она, заключены в работах Родена. Более того, рядом сними современная скульптура, с ее пресловутым лаконизмом, очень бедна: это азбука Морзе по монотонному повторению нескольких знаков.
Роден не создал школы, но он пробудил в современниках жажду дерзания, дал мощные импульсы художественным исканиям многим, различных по направленности мастеров скульптуры 20 века и в первую очередь его учеников – Э.А. Бурделя, А.Майоля, Ш.Деспьо, А.С.Голубкиной.
В наши дни появились противники Родена, которые наступают на него с другой стороны. Если существуют люди, которые до Родена еще не доросли, то имеются и иные, к сожалению, особенно среди молодежи, которые решили, что они Родена переросли, оставили его позади. Для них Роден – это станции, которую машина времени уже миновала.
Нет необходимости препятствовать тому, чтобы современные люди в соответствии с новыми задачами и целями искусства критически отнеслись к Родену и к его творческому наследию. Большому художнику не приходится опасаться всестороннего рассмотрения его сильных и слабых сторон. Но нужно помнить простую истину: Роден - это действительно большой художник, и как большому художнику ему открыт доступ во все века и ко всем народам, и – хотя он и отделен от нас годами – он все еще наш современник, и большая беда для современного зрителя, особенно для художника – не заметить, что Роден обладает способностью жить вечно.
Прочее на сайте:
Статья чародейка красок
… Тугие валки свежескошенной пшеницы. На краю загонки замерли жатки. Механизаторы, сгрудившись, ведут разговор о мирных заботах хлебороба. Неяркое небо, золотистые дали – все это привычное и родное. Я стою у картины В. А. Бодровой «Комсом ...
Немного о греческой кухне
Земли Греции почти на одну пятую состоят из островов. Находясь в море, с одного острова без особого труда можно увидеть другой кусочек суши. В Греции всегда видно море: можно объехать всю страну, не удаляясь при этом от морского побережья ...
Значение гуманистического подхода к человеку
Гуманистический подход к человеку, разработанный американским ученым и его коллегами, оказывал и оказывает влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику ...