Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Законы драматургии
Драма (греч. drama – действие) – один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Именно в этом и заключается специфика драмы как рода литературы. Белинский об этом писал так: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Характерные особенности драмы: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Основной закон, которым руководствуется драматургия – это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом. Первооснова драмы – конфликт. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии массового театрализованного праздника, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу и т.д.
Конфликт порождает драматизм. По мысли В. Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, «когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой».
Театральный художник и режиссёр Николай Павлович Акимов сказал: «Если бы композитор каждый раз перед тем, как написать какую-нибудь фортепианную пьесу, решался реконструировать инструмент, он ничего не успел бы сделать». Данный творческий подход возможен в любой деятельности человека, несомненно, к режиссуре тоже. В этом высказывании заложена важная мысль. По отношению к режиссуре её можно обозначить так: режиссеру не следует терять время и уподобляться реконструктору, режиссер должен хорошо знать свой «инструмент» и умело им пользоваться. Немирович-Данченко писал об этом: «…уже накоплен громадный опыт в области различных театральных форм, методов, систем. В особенности громадный опыт в том, что делать не надо. Пора сделать вывод, что убедительно только то, что органически слито с пьесой».
В свете режиссуры массовых театрализованных представлений можно сказать так, что любое театрализованное представление должно подчиняться законам драматургии, нарушение которых чревато разрушением общей целостности, слитности, законченности – непременного условия художественного произведения.
Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник таким образом – это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на массовом празднике, выступает сразу в двух качествах – как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в празднике, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным.
Специфика драматургии и режиссуры массового праздника заключается в том, что они представляют собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории – и участников и зрителей праздника. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.
Такая особенность драматургии массового праздника, как связь с реальной действительностью, не исключает наличие художественного вымысла. Образность, благодаря которой реальный факт модифицируется и в измененном эстетическом виде преподносится зрителю – то, что делает массовый праздник явлением искусства.
В сценарии праздника, массового представления всегда присутствуют обобщенные образы героев прошлого, настоящего, будущего. Герой (пусть то обобщённый, или конкретный) массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и режиссуры праздника. Сочетание двух линий – документальной публицистичности и художественной образности – придает сценарию масштабность, выразительность и глубину.
Прочее на сайте:
Республиканский период
Начало древнеримской архитектуры относится к периоду республики (конец VI – середина I в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по ...
Своеобразие византийского христианства
Византия – страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцов и учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита, Григория Паламы, Максима Исповедника. Византия знаменита как наставница слав ...
Скульптура
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архи ...