Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Законы драматургии

Статьи » Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления » Законы драматургии

Драма (греч. drama – действие) – один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Именно в этом и заключается специфика драмы как рода литературы. Белинский об этом писал так: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Характерные особенности драмы: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Основной закон, которым руководствуется драматургия – это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом. Первооснова драмы – конфликт. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии массового театрализованного праздника, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу и т.д.

Конфликт порождает драматизм. По мысли В. Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, «когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой».

Театральный художник и режиссёр Николай Павлович Акимов сказал: «Если бы композитор каждый раз перед тем, как написать какую-нибудь фортепианную пьесу, решался реконструировать инструмент, он ничего не успел бы сделать». Данный творческий подход возможен в любой деятельности человека, несомненно, к режиссуре тоже. В этом высказывании заложена важная мысль. По отношению к режиссуре её можно обозначить так: режиссеру не следует терять время и уподобляться реконструктору, режиссер должен хорошо знать свой «инструмент» и умело им пользоваться. Немирович-Данченко писал об этом: «…уже накоплен громадный опыт в области различных театральных форм, методов, систем. В особенности громадный опыт в том, что делать не надо. Пора сделать вывод, что убедительно только то, что органически слито с пьесой».

В свете режиссуры массовых театрализованных представлений можно сказать так, что любое театрализованное представление должно подчиняться законам драматургии, нарушение которых чревато разрушением общей целостности, слитности, законченности – непременного условия художественного произведения.

Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник таким образом – это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на массовом празднике, выступает сразу в двух качествах – как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в празднике, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным.

Специфика драматургии и режиссуры массового праздника заключается в том, что они представляют собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории – и участников и зрителей праздника. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.

Такая особенность драматургии массового праздника, как связь с реальной действительностью, не исключает наличие художественного вымысла. Образность, благодаря которой реальный факт модифицируется и в измененном эстетическом виде преподносится зрителю – то, что делает массовый праздник явлением искусства.

В сценарии праздника, массового представления всегда присутствуют обобщенные образы героев прошлого, настоящего, будущего. Герой (пусть то обобщённый, или конкретный) массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и режиссуры праздника. Сочетание двух линий – документальной публицистичности и художественной образности – придает сценарию масштабность, выразительность и глубину.

Прочее на сайте:

Коран. Основные направления в исламе
Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религи ...

Современное библиотечное обслуживание в условиях муниципализации: состояние и перспективы
Сегодня вынесенная тема — едва ли не самая актуальная для библиотечного сообщества. Именно муниципальный уровень состояния библиотек заслуживает самого пристального внимания, так как именно на этом уровне осуществляется повседневное обслу ...

Особенности библиографоведения как науки
Библиографоведение обладает статусом самостоятельной научной дисциплины, развивается по тем же законам, что и другие науки. Вместе с тем она имеет ряд особенностей, отличающих ее от многих научных областей. К ним следует отнести, прежде в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru