Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Историческое развитие процесса глобализации
Чем вызывается процесс, который называется глобализацией? Как раз в этом пункте меньше всего ясности, поскольку схожие процессы углубления международной интеграции наблюдались с середины XIX в. уже несколько раз, но каждый раз были останавливаемы глубокими кризисными явлениями.
Является ли нынешняя глобализация прямым продолжением интернационализации капитала, начало которой отнесено французским историком Ф. Броделем к XV1-XV1I столетиям и которую он назвал процессом создания "мировой экономики" вокруг некоторых центров становления европейского капитализма (Генуя, Голландия, Англия). [4, с. 278]. Глобализация - это системный процесс, проявляющийся в умножении и усложнении социальных связей, действие которого приводит к наднациональной и надгосударственной интеграции, прежде всего в сфере экономики, техники и технологии, информации, политики, права, управления и возникновению в результате некоей сложной системы, которая начинает функционировать как единый организм со своими структурами и институтами, в ходе этого процесса возникают затрагивающие основы существования человечества (социума и отдельного человека) проблемы, решение которых невозможно локальными усилиями (так называемые глобальные проблемы), развертывание процесса глобализации в современной цивилизации оказывает влияние на жизнь общества (формирование новых потребностей, условий и форм коммуникации, ценностных ориентации, форм и способов самоидентификации личностей и социальных групп), на образ жизни и менталитет людей, складываются особые отношения между глобализацией как качественной характеристикой уровня развития современной цивилизации и культурой. [3, с.201] Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер. Его различные грани входят в предмет обучения почти всех общественных научных дисциплин, каждая из которых имеет свой понятийный язык не всегда стыкующийся между собой.
Можно выделить некоторые плоскости этого понятия:
Глобализация – это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий. Она подразумевает гомогенизацию мира, стремление к универсализации многих сторон мирового общества, от ценностных понятий, религиозных воззрений, норм поведения до финансово-экономических аспектов деятельности. Глобализация – это также признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является активная деятельность новых сил общепланетарной сцены – глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур (сетей), которые взаимодействуют на равных не только между собой, но и с самими государствами. Глобализация не линейный процесс. Она развивается волнообразно и прошла уже не один период: человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. [1, с. 78] Диалектическая природа глобализации, ее причинно-следственная самодостаточность выражается в сосуществовании двух противоположных тенденций: 1. униформизации по мере уменьшения разнообразия (исчезновения некоторых языков, видов растений) и 2. Роста различий в уровнях и образе жизни. Наблюдается также процесс преобразования культурного пространства и образование общемировых культурных стереотипов. Трансформации затрагивают и области экономики и бизнеса. [8] В ходе процесса глобализации можно обнаружить две тенденции: спонтанного развития, как свойства неуклонного развития цивилизации, расширения ее потенциала, неизбежно присущими им степенью неупорядоченности и неуправляемости процесса, особенно в неосновных и периферийных областях (именно здесь накапливаются негативные последствия процесса) и тенденцию управляемого упорядочивания, выражающую стремление к объединению усилий и возможностей разрешения так называемых "глобальных проблем", к оптимизации совместного удовлетворения сходных и общих потребностей развития (для этого создаются всевозможные объединяющие институты, регулирующие развитие мировой экономики и политики, межнациональные организации культуры, как постоянные, так и временно действующие, вырабатывающие механизмы и стратегии решения возникающих проблем). Следовательно, неправильно представлять глобализацию как в принципе неуправляемую стихию. [1] Перепахивая и унифицируя – правда, до известного предела, - экономическую жизнь, глобализация, вопреки общепринятым суждениям, возводит новые рубежи и барьеры в культуре, религии, политике. В то время как одни страны все теснее приобщаются к экономике знаний, другие по-прежнему уповают на сырьевые ресурсы; политические импликации этих векторов социально-экономического развития не слишком похожи друг на друга, и потому мир, все более единообразный в одних отношениях, зримо усиливает контрасты и перепады в других. Это, в свою очередь, означает пробуждение многочисленных точек напряженности, ранее пребывавших в латентном, дремлющем состоянии. [5, с.72] Таким образом, глобализация – это системный процесс, развитие которого идет волнами, он затрагивает все сферы общества, сочетает в себе как процессы унификации, так и усиление обособленности, локального развития определенных тенденций, возникновения точек напряженности, ранее пребывавших в латентном состоянии.
Прочее на сайте:
Бессмертие Андрея Рублева
О жизни Андрея Рублева известно очень немного. Родился он, по-видимому, около 1360 г. Но первое известие о нем относится только к 1405 г. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора, называ ...
Иконопись в Византии
Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописны ...
"Переменная точка опоры"
Положение инструмента определяется не только тем, как он держится в "постоянной точке опоры"; важное значение в этом отношении имеет также и "переменная точка опоры". В связи с этим рассмотрим следующие из типичных раз ...