Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Сюрпризы «Чайки»

Статьи » Городище "Чайка" » Сюрпризы «Чайки»

В этом году фонды краеведческого музея пополнились новыми экспонатами, представляющими огромный интерес, как для археологов, так и для всех, интересующихся исто­рией Крыма.

С 1959 года ведутся раскопки античной гре­ко-скифской фактории «Чайка», расположенной недалеко от Евпатории. За это время здесь обнаружено много ценных находок: бронзовая статуэтка «Амазонка», выполненная одним из уче­ников великого древне­греческого мастера Лисиппа, каменный рельеф отдыхающего Геракла, побывавший на археоло­гической выставке в Ам­стердаме, рельеф из известняка «Всадник пе­ред алтарем» и другие, выставленные в отделе дореволюционной исто­рии музея.

В этом году в музей поступила коллекция ар­хеологических находок, обнаруженных при рас­копках на «Чайке» в прошлом году. Среди них огромный интерес представляют две тер­ракотовые прот омы древнегреческой богини Деметры, или Коры, с сохранившейся раскрас­кой. На одной из них имеются слабые остатки красной краски. Другая протома более инте­ресна. Лицо Деметры и полукруг фона покрыты толстым слоем белой краски. Калаф (головной убор) окрашен в чер­ный цвет. Край фона подчеркнут яркой голу­бой каймой. На волосах сохранилась коричневая краска. Датируются обе протомы Деметры-Коры III в. до н. э.

Весной 1976 г. тракто­ристы колхоза «Путь к коммунизму» у с. Колос­ки Сакского района при вспашке поля обнаружи­ли каменное антропо­морфное изваяние, которое было доставлено в музей. Изваяние представляет собой высеченную из плотного известняка мужскую фигуру, высотой 1,7 м. Лицо изваяния и нижняя часть ног повреждены. Левая рука прижата к бедру, в правой руке – ритон (сосуд для питья). Четко выделяется одежда типа кафтана, перетянутая в та­лии поясом. Справа к поя­су подвешен оселок, на ле­вом боку горит (колчан для стрел). Изваяние относится к скифскому времени, т. е. к V—IV вв до н.э. Антропо­морфная стела воина-скифа выставлена в отделе дореволюционной истории.

Для пополнения экспона­тов музея, характеризующих материальную культуру ски­фов, Крымская экспедиция Московского университета исследовала курганы в рай­оне обнаружения скифско­го изваяния. Исследование курганов в этих местах, изучение погребального об­ряда скифов степных районов Северо-Западного Крыма представляет боль­шой научный интерес и крайне необходимо для понимания этнического со­става населения прибреж­ной полосы.

Раскопки велись с 12 ию­ля по 22 сентября 1976 г. было исследовано два кур­гана. В кургане № 2 обна­ружено средневековое за­хоронение женщины-кочев­ницы. Антропологи устано­вили, что это была невысо­кая женщина в возрасте около 40 лет. Вместе со скелетом женщины в погребении были кости ло­шади. В пасти коня находи­лись железные удила с кольцами, у передних ног — железная пряжка с язычком. Инвентарь, находившийся рядом с ко­чевницей, очень интересен. Это многочисленные фраг­менты сосуда с процара­панным орнаментом, брон­зовые обоймы с позоло­той (от женского головно­го убора), две бронзовые выпуклые бляшки с тесненным орнаментом, серебряный перстень, костяная пуговица, бронзовая листовидная бляшка, пастовые бусы. По удилам, пряже, стремени и бронзовым обоймам женское погребение датируется IX – XIII вв. н.э. К сожалению, это захоронение было уже ограблено в новое время.

Так как экспонатов, характеризующих эпоху раннего средневековья в Северо-Западном Крыму в музее почти нет, то это погребение кочевницы пополняет экспозицию нашего музея и представляет большой интерес. Скоро новые находки будут представлены в экспозиции отдела дореволюционной истории краеведческого музея.

В следующем, 1978 году была опубликована вторая статья М. Блованевского.

Прочее на сайте:

Из истории византийской иконы
Древнейшие сохранившиеся византийские иконы датируются VI веком. Письменные иконописные каноны, т. е. совокупность определенных принципов писания молельных икон, были зафиксированы позднее. Создание канонов связано с преодолением так назы ...

Малочевская выразительные средства
Атмосфера — это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями'- всего коллектива. Сам актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, спет в темнота (организованные темпо-ритмически режиссером), на ...

Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития
По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий. На протяжении всей истории человечества искусство ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru