Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Сюрпризы «Чайки»
В этом году фонды краеведческого музея пополнились новыми экспонатами, представляющими огромный интерес, как для археологов, так и для всех, интересующихся историей Крыма.
С 1959 года ведутся раскопки античной греко-скифской фактории «Чайка», расположенной недалеко от Евпатории. За это время здесь обнаружено много ценных находок: бронзовая статуэтка «Амазонка», выполненная одним из учеников великого древнегреческого мастера Лисиппа, каменный рельеф отдыхающего Геракла, побывавший на археологической выставке в Амстердаме, рельеф из известняка «Всадник перед алтарем» и другие, выставленные в отделе дореволюционной истории музея.
В этом году в музей поступила коллекция археологических находок, обнаруженных при раскопках на «Чайке» в прошлом году. Среди них огромный интерес представляют две терракотовые прот омы древнегреческой богини Деметры, или Коры, с сохранившейся раскраской. На одной из них имеются слабые остатки красной краски. Другая протома более интересна. Лицо Деметры и полукруг фона покрыты толстым слоем белой краски. Калаф (головной убор) окрашен в черный цвет. Край фона подчеркнут яркой голубой каймой. На волосах сохранилась коричневая краска. Датируются обе протомы Деметры-Коры III в. до н. э.
Весной 1976 г. трактористы колхоза «Путь к коммунизму» у с. Колоски Сакского района при вспашке поля обнаружили каменное антропоморфное изваяние, которое было доставлено в музей. Изваяние представляет собой высеченную из плотного известняка мужскую фигуру, высотой 1,7 м. Лицо изваяния и нижняя часть ног повреждены. Левая рука прижата к бедру, в правой руке – ритон (сосуд для питья). Четко выделяется одежда типа кафтана, перетянутая в талии поясом. Справа к поясу подвешен оселок, на левом боку горит (колчан для стрел). Изваяние относится к скифскому времени, т. е. к V—IV вв до н.э. Антропоморфная стела воина-скифа выставлена в отделе дореволюционной истории.
Для пополнения экспонатов музея, характеризующих материальную культуру скифов, Крымская экспедиция Московского университета исследовала курганы в районе обнаружения скифского изваяния. Исследование курганов в этих местах, изучение погребального обряда скифов степных районов Северо-Западного Крыма представляет большой научный интерес и крайне необходимо для понимания этнического состава населения прибрежной полосы.
Раскопки велись с 12 июля по 22 сентября 1976 г. было исследовано два кургана. В кургане № 2 обнаружено средневековое захоронение женщины-кочевницы. Антропологи установили, что это была невысокая женщина в возрасте около 40 лет. Вместе со скелетом женщины в погребении были кости лошади. В пасти коня находились железные удила с кольцами, у передних ног — железная пряжка с язычком. Инвентарь, находившийся рядом с кочевницей, очень интересен. Это многочисленные фрагменты сосуда с процарапанным орнаментом, бронзовые обоймы с позолотой (от женского головного убора), две бронзовые выпуклые бляшки с тесненным орнаментом, серебряный перстень, костяная пуговица, бронзовая листовидная бляшка, пастовые бусы. По удилам, пряже, стремени и бронзовым обоймам женское погребение датируется IX – XIII вв. н.э. К сожалению, это захоронение было уже ограблено в новое время.
Так как экспонатов, характеризующих эпоху раннего средневековья в Северо-Западном Крыму в музее почти нет, то это погребение кочевницы пополняет экспозицию нашего музея и представляет большой интерес. Скоро новые находки будут представлены в экспозиции отдела дореволюционной истории краеведческого музея.
В следующем, 1978 году была опубликована вторая статья М. Блованевского.
Прочее на сайте:
Из истории византийской иконы
Древнейшие сохранившиеся византийские иконы датируются VI веком. Письменные иконописные каноны, т. е. совокупность определенных принципов писания молельных икон, были зафиксированы позднее. Создание канонов связано с преодолением так назы ...
Малочевская выразительные средства
Атмосфера — это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями'- всего коллектива. Сам актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, спет в темнота (организованные темпо-ритмически режиссером), на ...
Взаимодействие искусства и технологий: перспективы
развития
По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.
На протяжении всей истории человечества искусство ...