Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении
Вклад В. П. Острогорского в разработку проблем детского чтения велик. Система отбора художественной литературы, предложенная педагогом, – итог многолетних наблюдений и глубокого изучения интеллектуальных, эстетических возможностей учащихся.
Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) исследовал содержание чтения юного поколения в новых исторических условиях, когда нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». В таких условиях главной задачей воспитания Н. А. Добролюбов считал «возможно, полное и правильное развитие личной самостоятельности ребёнка и всех его духовных сил» [19, с.42].
Н. А. Добролюбов отмечал, что в чтении юного поколения должна быть представлена самая разнообразная литература, но всегда «поставленная в такую систему», «такие сочетания», которые в совокупности позволяют ребёнку разумно определять своё отношение к миру, проходить органический путь «возвышения понятий» – от идеи своего народа и государства до идеи народа и государства вообще и, наконец, до идеи человечества. Освоение произведений в такой системе, по мнению Н. А. Добролюбова, требует помощи и педагогического руководства.
И на сегодняшний день у многих педагогов мира вызывает интерес подход Н. А. Добролюбова к оценке исторических книг, и их роли в воспитании подрастающего поколения. Он был убеждён в необходимости представлять ребёнку исторические факты в определённой системе, научно доказательно. С учётом детского восприятия раскрывать историю в живых картинках исторических событий, в образах исторических деятелей. Творческие поиски Н. А. Добролюбова в области детского чтения не только обогатили педагогическую мысль XIX века, они были устремлены в будущее и поэтому так значительны для нашего времени [19, с.43].
В.Г. Белинский сформулировал требования к содержанию и специфике детского чтения. Он доказывал необходимость ориентировать чтение на развитие чувств, воображения. В. Г. Белинский утверждал, что книга для детей должна быть занимательной, дарить радость, наслаждение, будить любознательность. В. Г. Белинский раскрыл и отстоял в борьбе с реакционной критикой и официальной охранительной педагогикой непреходящую силу нравственно-эстетического воздействия на детей отечественных писателей. Истинным воспитателем детей В. Г. Белинский считал В. Ф. Одоевского. Он горячо приветствовал «Русские сказки дедушки Иринея», пробуждающие у юных читателей любознательность, наблюдательность и любовь к природе. Особую роль в формировании гражданских чувств критик отводил историко-художественной литературе, полагая, что она даст юному гражданину примеры «великих действий представителей человечества» [11, с.39].
Эффективность воспитательного воздействия книги, по мнению В. Г. Белинского, во многом зависит от целенаправленного руководства чтением, которое основывается на умении воспитателя разобраться в литературных произведениях, на всестороннем знании читателя-ребёнка.
В наследии В. Г. Белинского современные педагоги и библиотекари до сих пор находят актуальные идеи в области детского чтения. Признание литературы действенным средством социального, гражданского воспитания и разностороннего развития личности, разработка круга по вопросам психологии чтения, определение исходных педагогических требований к руководству чтением – всё это позволяет В. Г. Белинскому по праву считаться основоположенником педагогики детского чтения в России [11, с.40].
Прочее на сайте:
Наука и техника
Греческие ученые с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высок ...
Нон-дизайн
Когда мы говорим о стафф-дизайне и независимом дизайне, то мы, во всяком случае, говорим о проектировании отдельных промышленных продуктов или экспозиций, интерьеров, элементов фирменного стиля. Но наряду с "классическим" дизайн ...
Виды психических действий
В зависимости от средств, при помощи которых осуществляются психические действия, они могут быть:
- мимическими
- словесными.
Иногда, для того чтобы укорить человека в чем-нибудь, достаточно бывает посмотреть на него с укоризной и пока ...