Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
«Изобразительное искусство»
Именно в советские годы укрепилась основа искусства Татарстана, образовался мощный его костяк во главе с ведущими художниками старшего поколения: Х.Якуповым, Л.Фаттаховым, В.Куделькиным, Н.Кузнецовым, Р.Нурмухаметовым, М.Усмановым, С.Лывиным, К.Максимовым, А.Родионовым, а еще ранее - Н.Фешиным, П.Беньковым, С.Яхшибаевым, С.Ахуном, В.Тимофеевым, Н.Сокольским, К.Чеботаревым, Н.Валиуллиным.
Неоспоримо велика и значительна в изобразительном искусстве республики роль Баки Урманче. Это художник мировой величины, и, несомненно, придет время, когда это имя будет так же известно и любимо, как имена Сарьяна, Корина, Нестерова, Эрьзи и других. Урманче мы называем 1969г.основоположником и классиком татарского изобразительного искусства; его непосредственное и косвенное влияние на творчество многих и многих наших художников бесспорно.
Основой художественного стиля изобразительного искусства Татарстана советского времени был реализм. Именно на основе этого стиля искусство республики обрело свое лицо и стало заметным явлением в татарской культуре. Реалистическое изображение действительности давало художникам возможность представлять жизнь в ее диалектическом развитии и во многих проявлениях. Но реализм не был одинаковым у разных художников. В целом, искусство Татарстана советского периода было ярким, заметным явлением не только в республике, но и в культуре Российской Федерации.
В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века завершился большой этап развития искусства, у которого были свои достижения и свои недостатки. На границе двух миров, двух политических режимов работали и сейчас успешно работают многие мастера среднего, уже постепенно становящегося старшим поколения: И.Зарипов, А.Абдрашитов, В.Аршинов, И.Башмаков, Э.Бусова, З.Гимаев, Р.Гусманов, Р.Имашев, Р.Каримуллин, Р.Кильдибеков, Р.Нигматуллина, В.Скобеев, Ш.Шайдуллин, А.Фатхутдинов, В.Федоров, Г.Эйдинов, Ф.Якупов. Этими художниками сделано очень много для обогащения искусства Татарстана новыми высокохудожественными произведениями гражданственного, социального, лирического содержания. Ими созданы прекрасные пейзажи родного края (И.Зарипов, Р.Гусманов, Р.Каримуллин); глубоко содержательные тематические и исторические полотна (В.Аршинов, З.Гимаев, Р.Кильдибеков, Ш.Шайдуллин, В.Скобеев); портреты современников и исторических деятелей (А.Абдрашитов, Р.Нигматуллина, В.Федоров).
Появилось много новых имен Среди них Анвар Сайфутдинов, Хамза Шарипов, Андрей Шляпкин, Ирина Антонова, Альфия Ильясова, Василий Бусов, Марина Нигматуллина, Изабелла Рогожина, Айдар Хисамов, Фиринат Халиков, Зиннур Минниахметов.
Это очень разные по творческому стилю, по поискам своих путей в искусстве художники. Они работают в различных жанрах, техниках; содержание их произведений достаточно широко по диапазону - от древней истории булгар и татар, от восточных легенд и мифов до городских или ландшафтных пейзажей, то лирических, то фантастически прекрасных или внушающих тревогу и боль. В молодом искусстве Татарстана 90-х годов появилась и авангардная тенденция. Здесь безусловно стремление к новизне, открытости чувств, мыслей, раскованность, свобода художественного языка, обращение к различным проблемам и темам. Среди этих проблем - мир и война, земные и космические катастрофы, людские страдания и слезы.
В раскованности и смелости искусства 90-х годов - залог его честности, чистоты, искренности и надежды на большие духовные открытия в будущем. Среди художников-авангардистов Татарстана заметны своими индивидуальными красками и символическими темами В.Акимов, Е.Голубцов, В.Нестеренко, А.Дорофеев. В.Акимову присущ язык иносказаний и ирреальности в картинах, посвященных древней Элладе и современным мировым трагическим событиям; Е.Голубцов в своем творчестве использует традиции русской иконописи, создавая картины-притчи, картины-баллады ("Остров Свияжск", "Король, слушающий соловья").
Как новая большая проблема в конце ХХ - начале XXI веков встала проблема поисков в изобразительном искусстве национальных корней, истоков, языка, темы.В начале этого пути практически все художники почти одновременно обратились к образу легендарной казанской царицы Сююмбике. Появилось множество версий этого печального, трагического образа - и в виде портретов, и в виде сюжетных картин.
И еще новое, набирающее силу направление в искусстве Татарстана - это возрождение и внедрение в национальную культуру искусства шамаилей, старинного жанра татарского искусства, соединяющего в себе элементы живописи, графики и декоративного искусства, в котором главной художественной доминантой была арабская каллиграфия, текст Корана.
Прочее на сайте:
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебн ...
Помехи восприятию аргументации
Оратор, аргументируя свою точку зрения, встречается с целым рядом факторов, которые неизбежно ослабляют эффективность его аргументации. Эти факторы весьма разнообразны, и необходимо знать хотя бы самые основные и типичные, чтобы постарать ...
Массовая культура и проблемы воспитания в современном обществе
К массовой культуре традиционно относят такие обширные области, как кино, телевидение, радио, массовая печать, популярная музыка, феномены из области моды и образа жизни, более того весь разнообразный комплекс условий, в которых живет сов ...