Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Жилище в традиционном мировоззрении хакасов
Картину мира тюркских народов отличает богатая образность. По представлениям хакасов, восток - это перед, запад - зад, юг - верх, север - низ. Восток у всех южно-сибирских тюрков наделялся положительными качествами. Восток - это, прежде всего, сторона, в которой восходит солнце. Западная же сторона считается страной мертвых душ, ушедших из жизни.
"Другая пара понятий - юг и север - противопоставление не более очевидно. При ориентации лицом на восходящее солнце север оказывается левым, а юг - правым. В тех случаях, когда положение на местности определяется по вертикали, юг трактуется как верх, а север как низ" [Львова Э.Л., 1988: 43].
Существует деление неба, а так же пространства юрты по половому признаку: на мужскую - южную и женскую - северную стороны. По исследованиям Львовой Э.Л., можно сделать вывод о том, что юг, правая сторона, мужское начало, мужская половина в жилом пространстве дома ассоциируются в традиционном мышлении, как что-то положительное, созидающее. "Правым глазом смотри, правое благословение дай" [Львова Э.Л., 1988: 44].
Другая же, совсем противоположная ситуация, обстоит с севером, левой стороной, женским началом. Вся сакральная атрибутика имела место аналогичное хантам и манси. Упорядоченность пространства и времени принадлежит только лишь реальному, среднему миру, где живут люди, и является важнейшей его характеристикой. Однако с помощью тех же оппозиций (верх - низ, правый - левый) описывается весь мир [Львова Э.Л., 1988: 47].
В жилом пространстве юрты, абсолютизация "верха" и "правого" дает картину небесного мира, а совокупность характеристик "низа" и "левого" иллюстрирует нижний мир. Интересно заметить, что порог у хакасов имел положительное начало, под ним жил дух-покровитель юрты. Порог и прилегающее к нему пространство служили переходной зоной между внешним и внутренним миром. В связи с этим, у входа в хакасскую юрту ставился аба тось (медвежий идол), охранявший жилое помещение [Львова Э.Л., 1988: 65].
"Среди качественно разнородных сфер пространства, связанных с жизнедеятельностью человека, дом занимал особое место. Будучи средоточием культуры, этот предметонаполненный ценный объем пространства выступал носителем организующего начала" [Львова Э.Л., 1988: 57]. Жилище было центром Вселенной, от которого, прощаясь со слезами, уходили, и к которому с улыбкой на губах, возвращались. В центре дома, за очагом, находилось священное дерево (кедр, пихта или береза). Дерево олицетворялось с помощником: на него можно облокотиться, когда устал. У дерева просили помощи, считая, что оно является связующим звеном между мирами. В жилище ствол дерева становился реальной опорой, а прислоненные к нему ветки - кровлей и стенами.
От центрального расположения очага организовывалась композиционная структура огонь - дерево, "обозначавшая семантический и топографический центр аила, воплощала сложный мировоззренческий комплекс, в котором в единое целое сливались представления об огне и его хозяйке, о космической вертикали и богине-матери" [Львова Э.Л., 1988: 59].
Прочее на сайте:
Величие и упадок мифов
Часть работы, называющаяся “Величие и упадок мифов” и посвященная изучению эволюции мифов, является одной из наиболее интересных и глубоко проработанных не только с фактической, но и с логической точки зрения.
С одной стороны, любой ми ...
Соотнесение модели мира с ярангой
Мировоззренческие основы взглядов чукчей опирались на расплывчатые двойственные представления о природе и обществе (дуализм природы заключался в противопоставлении хорошего и плохого, солнца и луны, дня и ночи), о мире в целом. Господство ...
Документальная драматургия
Драматургия (греч. Dramaturgia).
1.) Совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи.
2.) Сюжетно-образная основа спектакля.
3.) Для киноискусства характерна драматургия в форме сценария.
Раскрытие специфик ...