Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Традиционное жилище чукчей

Статьи » Дом как архитектурная модель мира традиционных культур » Традиционное жилище чукчей

Селения приморских чукчей состояли обычно из 2-20 яранг, разбросанных на некотором отдалении друг от друга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Круглый каркас жилища делали из челюстей и рёбер кита. Отсюда её название валхаран - "дом из челюстей кита" [Левин Н.Г., 1956: 913]. Покрывали каркас дёрном и засыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всем четырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на них сооружали по числу семей пологи обычного типа [Головнев А.И., 1999: 23]. Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище.

Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины.

Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части (См. Прил., рис.4). Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами.

Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин (обычно у задней стенки) с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов. В нем могли поместиться несколько человек (отдельные брачные пары). В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага.

Для отопления и освещения полога служил жирник - каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру [Левин Н.Г., 1956: 913]. При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер.

В яранге сидели на разостланных шкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью.

Прочее на сайте:

Городская культура
Городская культура - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно индустриальных и административных центров. К общим чертам городской культуры, отличающим ее от сельской, относятся высокая плотность застройки го ...

Сонатная форма
Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. и окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. Сонат ...

Музыка
Одним из самых ярких выразительных средств является музыкальное оформление спектакля. От подобранной музыкальной композиции в той или иной части спектакля напрямую зависит атмосфера, темпо-ритм и органичность спектакля в целом. В работе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru